6
декабря
2005

Начало городского театра

театр бийска

Бийский городской драматический театр. Фото 2003 года.

Театр

Рассматривая историю возникновения театрального искусства, некоторые искусствоведы договариваются до того, что русские принесли в Сибирь это зрелищное искусство. Однако аборигены Сибири и Алтая с древнейших времен создавали и развивали этот вид культурного наследия. То, что пришло вместе с русскими первопроходцами, соединилось с местными зрелищами, дополняя и обогащая друг друга.

Истоки происхождения театрального зрелища надо искать в Бийской крепости. Хотя официальное заселение крепости и ее окрестностей было запрещено, вольные поселенцы сюда приходили. А вместе с ними проникали бродячие артисты, которые находили возможность устраивать представления.

Уже по данным 1825 года, в Бийске действовало 2 рынка и обычное дополнение к ним — театральные балаганы. В 1847 году таких балаганов было 4, а в 1853-м — уже 7. В каждом театральном балагане была своя разновидность представлений: в одном — драматические постановки, в другом — музыкальные, а количество цирковых шоу зависело от имевшихся артистов. Каждый зарабатывал на жизнь своим искусством. Потом и власти согласились с заселением Сибири. Отдача городских земель под ярмарочные балаганы становится одной из доходных статей бюджета города: чем больше балаганов, тем выше доходы. И не надо заботиться о создании государственных театров, ведь театральное искусство все равно развивается. Поэтому «Памятная книжка Томской губернии на 1884 год» утверждает, что в 1882 году ни в одном городе губернии театров нет.

Однако культурные люди умело противостояли этому и находили выход из создавшегося положения. Одним из таких людей в Бийске стал ссыльный народоволец Л. П. Ешин.

Он многие годы был активным общественным деятелем. Решением Петербургского военно-окружного суда Бийск для Ешина стал вечным поселением под негласным надзором полиции.
30-летний высокообразованный и культурный человек начал в 1887 году знакомство с бийчанами при помощи театра. Созданная им театральная труппа стала выступать с классическим репертуаром. Л. П. Ешин принес в Бийск взгляд на пьесы, который уже сложился в театральных городах европейской части России. Созданная труппа работала на профессиональной основе, поэтому началом Бийского театра следует считать 1887 год.

Позднее театральные труппы исчезали и создавались, но театральное искусство все более становилось достоянием людей. Залы со сценами появились в катехизаторском училище, мужской и женской гимназиях, в доме Васенева (сейчас Дом работников просвещения), в Доме купеческого собрания (ныне — одно из зданий педуниверситета). Созданное в Бийске в 1888 году благотворительное общество только в 1894 году израсходовало на устройство увеселительных мероприятий 87 руб. 52 коп. В те времена на такие деньги можно было содержать театральную труппу. А уже с 1908 года в Доме купеческого собрания постоянно действовала драматическая труппа. Полицейский исправник Бийского уезда В. Штейнфельд утверждал, что театральную труппу имели немногие города Сибири. Возникла необходимость иметь в городе специальное здание для театра. Наследник купца П. Копылова А. Копылов предложил построить Народный дом и пожертвовал на его постройку 100 тысяч рублей. Городская Дума в своем постановлении 14 января 1913 года согласилась с предложенным проектом, отметив: «Народный дом должен быть одним из лучших зданий города… вместе с тем и городским театром».

Постройка Народного дома была закончена в 1916 году, и театральная труппа начала там работать. Даже 17 декабря 1917 года, когда решался вопрос о взятии власти в городе в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в назначенное для спектакля время депутаты покинули здание и продолжали заседание в здании соседнего пожарного общества (обувная фабрика). В апреле 1918 года Народный дом был национализирован, и артисты продолжали нести искусство в массы. В 1919 году колчаковский режим передал здание Народного дома под госпиталь. После взятия города красноармейцами его поджигали и пришлось восстанавливать. Однако уже в 1922 году оно стало действовать как Рабоче-крестьянский дворец, а потом просто Рабочий дворец, но и тогда театральная жизнь продолжалась.

Уже в 1923 году был объявлен конкурс на лучший спектакль, а в 1926-м бийчане впервые познакомились с оперным искусством — выступала Государственная опера из Москвы, а местная труппа перестроила свою работу на театр музыкальной комедии.

В январе 1928 года общественность города выдвинула требования к театру: драматическое направление, дешевые билеты, ученические спектакли, выезды в рабочие районы. Еще в 1927 году Бийским театром музкомедии была поставлена «Баядерка». В роли принца выступал Кабаков, а в роли Одетты — Деринон-Глаголина. На следующий год в городе восемь спектаклей дала труппа московского театра.

С 1933 года в театре начала работать балетная студия. Начал активно действовать самодеятельный театр клуба госторговли, который в 1934 году поставил спектакль «Чужой ребенок». В конце апреля 1935-го общественность города спектаклем театральной труппы по пьесе «Междубурье» отметила 25 лет сценической деятельности артиста Г. Д. Зорина. В 1936 году театр стал колхозно-совхозным, а в 1939-м — Бийским драматическим. Такова история становления и развития театрального искусства бийчан.

Э. ШМОЙЛОВ