17
октября
1971

Пионеры воздушных трасс

Аэропорт

Сегодня рассказом о том, как возникли и развивались воздушные дороги над городом Бийск, мы заканчиваем публикацию цикла о развитии транспортных средств Бийска.

первый самолет в Бийске

Приземлился первый самолет в Бийске ПО-2.


В 1923 году по инициативе В. И. Ленина было создано добровольное общество содействия авиации «Добролет».

На средства. собранные трудящимися города, был построен самолет «Бийчанин», который затем передали воинам Красной Армии.

В ноябре 1937 года на горе лесозавода впервые в истории города приземлился самолет ПО-2, пилотируемый Николаем Николаевичем Силко. Вместе с ним прилетел авиамеханик, ныне ветеран гражданского воздушного флота Семен Васильевич Цирюльников. Заранее была подобрана и оборудована площадка для приема самолетов. Начальником ее назначили Михаила Никифоровича Ильина, который проработал в этой должности до 1965 года.

В то время полеты выполнялись очень редко. В основном они предназначались только для доставки почты, оказания экстренной медицинской помощи населению. По праздникам случалось, делались экскурсионные полеты. Честь быть пассажиром в этих полетах предоставлялась только передовикам производства.

Аэропорта как такового тогда не было. Полеты выполнялись на самолетах ПО-2, которые базировались в Барнауле. Постоянными пилотами были Н. Н. Силко и С. Н. Рыбаков. Сергей Никифорович Рыбаков до сих пор не оставил авиацию и работает в Рижском аэропорту в диспетчерской службе.

Великая Отечественная война надолго затормозила процесс развития гражданского воздушного флота. Только в конце 1945 года снова начали выполняться полеты в Бийск, по-прежнему на ПО-2, и только для оказания медицинской помощи или доставки почты.

В 1953 году в Бийском аэропорту приземлился новый, по тому времени, самолет ЯК-12 пилотируемый пилотом Барнаульского объединенного авиаотряда И. А. Гончаровым, а в 1954 год; начались полеты на самолетах АН-2.

Если до этого времени полеты производились 2–3 раза в неделю, перевозилось 3–4 человека в месяц и несколько сот килограммов почты, то в 1953 году объем перевозок грузов, почты и пассажиров во много раз увеличился. Стали перевозить за год до 650–700 пассажиров, 5–6 тонн грузов.

С той поры начали у нас временно базироваться самолеты АН-2, которые обслуживали геологическую экспедицию. Открывались новые площадки, увеличивался поток пассажиров. Если до 1954 года коллектив аэропорта состоял из нескольких человек, то в дальнейшем штат увеличился во много раз. Появился технический персонал.

В 1958 году для лучшего руководства полетами была организована служба движения. В этот период начали выполняться полеты для обеспечения народнохозяйственных нужд.

В 1959 году систематизировалось планирование и выполнение авиаперевозок. Были открыты авиалинии Бийск — Белокуриха, Бийск- Горно-Алтайск-Каракокша, Бийск-Турочак, Бийск — Солтон.

В мае 1961 года в Бийске приземлились три самолета АН-2. Это прибыло первое звено самолетов на постоянное базирование. Возглавлял авиазвено пилот Михаил Анастасьевич Терзогло, ныне работающий командиром Новокузнецкого авиапредприятия. Вместе с ним прибыли шесть пилотов, которые приложили много сил для выполнения государственного плана Это были И. В. Рогозин, А Е. Копылов, В. Г. Намевкин, А. И. Дворников, И К. Филимонов, А. Русаков. Некоторые из них, Рогозин и Намевкин, до настоящего времени трудятся в нашем аэропорту, а пилоты Филимонов и Русаков работают командирами кораблей ТУ-154.

С прибытием авиазвена увеличилось количество авиалиний. Самолеты из Бийска начали летать в Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово, Новосибирск, Барнаул.

Только за 1961 год было перевезено 26 тысяч пассажиров и 111 тонн грузов.

Одновременно с открытием новых трасс в Бийске было открыто агентство по перевозкам авиапассажиров. Увеличились штаты работников отдела перевозок, технического состава и других служб.

В 1963 году прибыли пилоты В. Т. Ермолаев, С. М. Колышкин. А. Ф. Черепанов. До сих пор В, Т. Ермолаев является командиром самолета АН-2, а А. Ф. Черепанов — командиром АН-26. В 1963 году авиазвено возглавил Н. В. Рогозин. Он приложил немало усилий и труда для воспитания летного состава.

В октябре 1965 хода был достроен комплекс сооружений грунтового летного поля нового Аэропорта. Все службы были перебазированы на новое место. С открытием его объем перевозок грузов и авиапассажиров резко возрос, улучшились условия для работы отдела перевозок, техслужб и летного состава. Для пассажиров было выстроено более обширное помещение. Из Бийска начали летать скоростные самолеты.

Руководство полетами осуществлялось тогда опытными диспетчерами, ветеранами авиации, пилотами Н. И. Четверовым который работает по настоящее время, В. Н. Исаевым, Н. С. Потиным, В. И. Щербаковым. В. А. Еременко — пилотами, прошедшими школу Великой Отечественной войны, награжденными орденами и медалями за боевые подвиги. Они до сих пор вкладывают свои силы в выполнение государственного плана, воспитание молодого поколения.

Сейчас наш аэропорт стал крупном транспортным авиа-предприятием с прекрасной перспективой развития.

И. МУХАМЕДШИН, начальник аэропорта.