Греков Роман Евгеньевич — Персона

Актер кино

Роман Греков

греков роман евгеньевич

Греков Роман Евгеньевич.

Дата рождения: 17 мая 1963 г.

Дата смерти: 14 марта 2001 г.

Биография

Родился в городе Бийске Алтайского края.

1970-1978 — учеба в школе №5. (г.Бийск)

1978-1982 — учеба в Бийском химико-механическом техникуме (БХМТ).

Сестра Романа, Лада Грекова занималась в Бийском народном театре «Ровесник» под руководством Киры Пантелеймоновны Князевой. В сентябре 1981 года для спектакля «Вверх по лестнице, ведущей вниз» не хватало крепких парней, руководитель бросила клич приводить родных и знакомых кандидатами на роли американских полицейских. Лада привела своего брата Романа. В «Ровеснике» Роман встретил свою будущую жену Ольгу Баранову, которая тоже играла в спектакле, и это предопределило его артистическую судьбу.

В мае 1982 года Роман ушёл в армию. Ольга поступила в Новосибирское театральное училище. Два года ежедневно молодые люди посылали друг другу минимум по одному письму, причём отношения выражались не только в письмах, но и на конвертах. Таким образом, когда Роман, вернувшись весной 1984 года из армии, пришёл поступать в Новосибирское театральное училище (НТУ), его уже хорошо заочно знали. Роман поступил на первый курс в мастерскую Станислава Горбушина, который на вступительных экзаменах сумел не только оценить редкую фактуру — высокий, спортивный парень, но и разглядеть очень пластичную актёрскую внутреннюю природу абитуриента.

В январе 1985 года Роман и Ольга зарегистрировали брак в Новосибирском ЗАГСе.

Закончив первый курс НТУ, Роман решил попробовать свои силы в Москве. Творческий конкурс он прошел во всех «актёрских» ВУЗах столицы. После конкурса, перед общеобразовательными экзаменами Роману самому пришлось делать выбор между мастерами. Во ВГИКе Романа брал Сергей Фёдорович Бондарчук, в ГИТИСе — Андрей Александрович Гончаров. Есть, над чем задуматься. В последний момент Роман выбрал и подал документы во ВГИК. Любовь и преданность Сергею Фёдоровичу Бондарчуку он сохранял до последних дней. Но и мастер всеми правдами и неправдами выручал своего любимого абитуриента. Во ВГИКе стало расхожим анекдотом поступление Романа. Он пришёл на экзамен по литературе. В билете — «Евгений Онегин» Пушкина. Роман очень обрадовался и начал «пересказывать» сюжет. Мол, Евгений Онегин, проигрался в карты и решил взять денег у своего дяди… У строгого педагога литературы Ливии Алекандровны Звонниковой от изумления начали расширяться глаза, но Роман продолжал излагать. Дело в том, что в то время была в моде и ходила по рукам магнитофонная запись «матершинного варианта» романа в стихах. В армии Роман выучил этот «вариант» наизусть, рассказывал в закрытых компаниях для веселья. И тут, на экзамене, он решил просто выкинуть маты… Он не предполагал, что авторы-«переводчики» матершинной версии и по сюжету очень далеко ушли от первоисточника. Звонникова, наконец, не выдержала, затопала ногами, стала кричать: «Вон! Вон из ВГИКа!!!» и поставила двойку. Это была катастрофа. Такого в творческих ВУЗах практически не бывает. Пройти все актёрские туры и срезаться на общеобразовательных — это невообразимо. И тут за абитуриента вдруг вступился сам мэтр Бондарчук. Сергей Фёдорович позвонил Ливии Александровне Звонниковой, долго объяснял, что парень за время армии мог забыть кое-что из школьной программы, что Греков ему очень нужен на курсе… В итоге оценку как-то исправили на тройку, и в дальнейшем Роман стал любимым учеником Сергея Фёдоровича Бондарчука. Именно на него Сергей Фёдорович поставил дипломный спектакль по А. П. Чехову «Вишнёвый сад». Образ Лопахина, который воплотил Роман, стал главным в интерпретации Бондарчука. В финале Лопахин-Роман Греков с одержимостью танцевал под победный танец под музыку «Хаве нагила». Весь ВГИК гудел, как растревоженное осиное гнездо. Мастерская выпуска 1989 года стала для Сергея Фёдоровича Бондарчука последней во ВГИКе. Мастеру не дали больше набрать, пришли реформаторы, перестройщики, временщики.

Съемка в кино

В студенческие годы Роман начал сниматься активно в кино.

В марте 88 года родился сын Сергей, в то время, когда Роман был в Чехословакии на съёмках фильма «Сталинград» Юрия Озерова.

Фильм «Сталинград»

В съёмках фильма «Сталинград» принимал участие весь режиссёрский ВГИКовский курс Озерова в качестве практики. Во ВГИКе шутили: «Поскольку любимая ученица Озерова будущий режиссёр Ольга Грекова не смогла принимать участие в съёмках «Сталинграда» из-за беременности и родов, Юрий Николаевич взял отдуваться за неё — виновника, её мужа Романа Грекова.» Будучи человеком коммуникабельным, весёлым, Роман ярко проявлял себя на съёмках. Так однокурсники Ольги — Фёдор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Олег Урюмцев, Петр Ребане, Александр Кудинов, Юрий Белянский, Иван Охлобыстин и другие, стали друзьями Романа Грекова. В киноэпопее Юрия Озерова Роман сыграл заметную роль матроса Королёва. Мастер использовал умение Романа играть на гитаре и петь.

Фильм «Мать»

Важным опытом для себя начинающий актёр называл съёмки в фильме Глеба Панфилова «Мать». У героев Романа и ещё двух актёров не было имён, их называли «окружение Павла». Это означало, что во всех массовых сценах рядом с главным героем Павлом, должен был находиться и герой Грекова. Когда признанный мастер Глеб Панфилов объяснял задачу «Павлу» (В. Раков), молодые актёры «окружения» тоже могли мотать на ус.

Фильм «Сто дней до приказа»

Приближалось «перестроечное» кино. Фильм Хусейна Эркенова «Сто дней до приказа» по повести Юрия Полякова состоял из 5 новелл. Главную роль в одной из новелл, Зуба, сыграл Роман Греков. Хусейн Эркенов в это же время учился режиссуре во ВГИКе (мастерская С. А. Герасимова), поэтому некоторые роли в своём дебютном фильме предложил студентам-актёрам мастерской Бондарчука, поскольку знал их по студенческим работам. Опыт службы в армии помог Роману сыграть свою роль предельно правдоподобно, убедительно. Правда, в фильме было слишком много режиссёрской «замороки», входившей тогда в моду, настолько много, что автор повести Юрий Поляков убрал своё имя из титров.

Фильм «Дюба-дюба»

Ещё один нашумевший «перестроечный» фильм «Дюба-дюба» дал возможность Роману Грекову проявить свой талант. Студент сценарного факультета Алексей Саморядов при встречах с Романом в общежитии ВГИК говорил: «Сейчас я пишу сценарий, там есть роль специально на тебя». Когда автобиографический сценарий, написанный в соавторстве с Петром Луциком, был запущен в производство. Алексей Саморядов порекомендовал Романа режиссёру Александру Хвану. И режиссёр, и партнер Олег Меньшиков, игравший главную роль, были довольны этим выбором. Авторы сценария были недовольны режиссурой, но фильм, однако, получил много призов, в том числе за сценарий. К несчастью, многообещавшие сценаристы, работавшие в паре, Алексей Саморядов и Пётр Луцик, ушли из жизни молодыми.

Роли в фильмах

  • «Апелляция» (1987),
  • «Муж собаки Баскервилей» (1990),
  • «Убийство свидетеля» (1990),
  • «Преступление не будет раскрыто» (1992).

Не сыгранная роль в сериале «Тихий Дон»

Но главная роль Романа волею судьбы, волею обрушения кинематографии в стране, да и страны в целом, не была сыграна. Сергей Фёдорович Бондарчук, когда снимал «Они сражались за Родину», приезжал с Василием Шукшиным в станицу Вёшенское, встречался с автором одноимённой повести Михаилом Шолоховым. В беседе Михаил Александрович высказался о том, что он не доволен экранизацией своего романа «Тихий Дон», снятой режиссёром Сергеем Герасимовым. Поскольку многое, очень важное, с его точки зрения, было в сценарии сокращено, и была показана более выпукло «правда красных», а Шолохову было важно передать беду гражданской войны, когда правды поровну и «у белых», и «у красных». Бондарчук с этим был согласен, он пообещал Шолохову, что снимет новую экранизацию «Тихого Дона», как многосерийный фильм, чтобы вошли все перипетии и нюансы глубочайшего романа. Это стало мечтой мастера, он стал добиваться постановки. Именно поэтому в учебных отрывках на своём курсе он дал Роману Грекову и Ольге Кабо отрывок из «Тихого Дона», сцену «В подсолнухах». Однако, «времена менялись», в стране, где мэтр отечественного кинематографа с мировым именем, раньше не знал отказа ни в чём, теперь вынужден был пробивать, доказывать. Сергей Фёдорович несколько лет не мог получить финансирования на фильм-мечту… И вот, в виду новых веяний, у него появилась возможность снять «Тихий Дон» с зарубежными продюсерами (итальянцы, англичане). Сергей Фёдорович пошёл на это и совершил самую большую ошибку в своей жизни. Но на начальном этапе мастер не догадывался, что такой проект его сломает. Сын Сергея Фёдоровича, Фёдор Бондарчук, оказался свидетелем проведения кинопроб на главную роль Григория Мелехова. Фёдор рассказывал: «У Грекова были потрясающие пробы. Ему сделали на гриме такую гуммозную горбинку на носу. Отец намерен утвердить Романа на роль». Сергей Фёдорович не предполагал столь отличающихся правил кинематографа, у нас в утверждении актёров всегда последнее слово было за режиссёром, как бы на него ни пытались влиять. Директор картины, занимавшийся финансами, не смел совать нос в выбор актёров. И вдруг, оказывается, иностранные продюсеры не просто влезают в творческий процесс, но и диктуют режиссёру, навязывают в приказном порядке свой выбор. Так, с точки зрения иностранных продюсеров, главные роли должны исполнять европейские или голливудские звёзды, роль Гришки Мелехова должен играть английский актёр Руперт Эверетт. Для Бондарчука это было ударом, к сожалению, не последним… Как удалого казака Гришку, исполненного любовью к женщине, храброго воина может играть субтильный Руперт, открыто признающий, что в молодости зарабатывал гей-проституцией? Как? Можно только представить себе, что творилось в душе Сергея Фёдоровича, который видел в этой роли своего ученика Романа Грекова. Мастера продолжили ломать, навязывая других актёров, вмешиваясь в творческий процесс, и, в конце концов, не допустили до монтажа, выкрав весь материал. Всё, что происходило с величайшим режиссёром, можно отнести к чудовищной диверсии. Тот фильм, что вышел в 2006 году, смонтированным Фёдором Бондарчуком, сыном мастера, из материала, выкупленного Первым каналом у итальянского продюсера, не имеет отношения к изначальному замыслу творца. И это похоже на вторую серию диверсии. Во втором раунде «подставили» сына. Никто в отснятом материале не может узнать руку талантливого художника, создавшего «Войну и мир», «Они сражались за Родину» и другие великие фильмы. Кажется, что фильм составлен не из материала, а из обрезков брака, то, что должно было пойти в корзину, а не в фильм. Возможно, так продюсеры ещё раз посмеялись над Российским кинематографом. Роль Гришки Мелехова не была сыграна Романом Грековым волею суровых обстоятельств, которые ломали даже такие мощнейшие фигуры, как Сергей Фёдорович Бондарчук. В начале 90-х, когда кино практически перестали снимать, выживать в Москве без жилья стало практически невозможно. Распадается семья. Роман Греков возвращается в родной город Бийск Алтайского края. Роман будет далеко от столицы, когда в Москве Юрий Николаевич Озеров, досняв эпизоды с Фёдором Бондарчуком, перемонтирует фильм «Сталинград», назовет его «Ангелы смерти», сохранив эпизоды Романа, таким образом получится, что ещё один фильм в фильмографии актёра добавится в 1993 году.

Программа «Пятачок»

В Бийске Роман Греков приходит на недавно созданную племянником Василия Макаровича Шукшина Сергеем Зиновьевым телевизионную студию «ТВ-КОМ», предлагает авторскую юмористическую программу «Пятачок». Программа обретает большую популярность в регионе. Роман встречает прекрасную, любящую женщину Оксану, создаёт новую семью. В апреле 1996 года рождается сын Иван.

В тяжелейшие для страны годы, когда люди с трудом выживали подсобными хозяйствами, когда закрывались оборонные предприятия, на которых в основном, держался город Бийск, Роман счёл для себя важным дать людям отдушину, возможность переключиться от невзгод, посмеяться, его целью стало — напомнить землякам, что жизнь продолжается, что она имеет и радостные стороны.

Смерть

Умер в 38 лет, от менингита (осложнения после гриппа). Похоронен на Центральном кладбище Бийска.

Дата изменения: 23.04.2017