В Думе обсуждался проект бюджета на 2006 год
В прошедший четверг, накануне заседания Думы города, на депутатских комиссиях бурно обсуждался проект бюджета города на 2006 год.
Картина складывается малоутешительная. В заседании бюджетной комиссии участвовали руководители и специалисты администрации города. Кроме того, председатель комиссии Вера Глушкова пригласила сюда и двух женщин, бывших педагогов, обратившихся к депутату с письмом по поводу отношения в нашем городе к детям и подросткам.
В частности, в этом обращении спрашивается, почему в школах ограничено число детей из малообеспеченных семей, получающих горячее питание? Почему закрываются комнаты школьника? Почему ни Дума, ни администрация так и не прореагировали на требование, прозвучавшее на двух митингах, по обеспечению бесплатного проезда для детей? Многие проблемы в социальной сфере сегодня на самом деле обострились.
— И это происходит не потому, что Дума или администрация города отказываются брать на себя определенные обязательства, а потому, что так сегодня распорядился 131-й закон, — пояснила председатель комиссии. Новый закон буквально ломает все ранее устоявшиеся понятия того, что должна делать для людей местная власть. Теперь задачи этой власти определены свыше, и только на этот определенный круг задач, который называется в законе обязательными полномочиями, выделяется финансирование.
— И если еще в этом, уходящем, году мы имели возможность выполнять определенные полномочия, которые касаются дополнительного образования, спорта, оздоровления, то в 2006 году мы уже не можем этого делать, так как все это по 131-му закону не является обязательными полномочиями муниципалитета, — разъясняет В. И. Глушкова, — нас ограничили очень конкретно. Давайте посмотрим по цифрам: на национальную безопасность и правоохранительную деятельность потребность составляет 17 миллионов рублей, обеспеченность — 12 миллионов, на жилищно-коммунальное хозяйство требуется 149 миллионов, обеспеченность — 57 миллионов, на образование потребность 378 миллионов, а на обеспечение этих обязательных полномочий дается всего 213 миллионов. Кроме того, на 67 миллионов выпадают полномочия, которые мы в принципе не сможем финансировать. Это как раз то, о чем вы пишете, — обращается В. И. Глушкова к педагогам, — дополнительное образование, спорт, питание детей и прочее. Вот где, в этих цифрах, все наши проблемы!
Для исполнения только обязательных полномочий городу необходимо иметь более одного миллиарда рублей, будем иметь 541 миллион.
— Поэтому мы должны найти еще полмиллиарда, чтобы выполнить сначала обязательные полномочия, а если найдем сверх того — будем выполнять необязательные. Как бы трудно и тяжело ни было, обо всем этом говорить мы должны четко и ясно понимать роль муниципалитета и Думы во всех этих вопросах и наши возможности, — подвела черту председатель комиссии. Видимо, скоро всем горожанам придется поделить жизнь надвое и скрупулезно уяснять для себя, что входит в обязательные полномочия муниципалитета — обеспечение теплом, водой и электричеством, непосредственно образование и т. д., и что не входит, а значит, за что спрашивать с местной власти бессмысленно.
Например, организовать образовательный процесс в школах — это обязательное полномочие муниципалитета, а если родители хотят, чтобы ребенок занимался плаванием, хореографией или еще как-то развивал себя, за все за это он должен заплатить из собственного кармана. Материально обеспечить непосредственно дошкольное учреждение — обязанность власти, а чтобы ребенок нормально питался в этом учреждении — это уже забота родителей.
Собственно говоря, государство очень четко перекладывает сегодня всю заботу о детях на семью. Наверное, это было бы нормально, если бы, как напомнила Вера Ильинична, реализовывалось конституционное право каждого человека на труд. И если бы в каждой семье был достаток. Да о чем мы говорим, когда на сегодня в горячем питании нуждаются более трех тысяч ребятишек из малообеспеченных семей! В этом году в школах кормили порядка 600 детей. Но это, опять же, не входит в обязательные полномочия. И депутаты, и специалисты образования в шоке: дети придут после новогодних каникул в школу, а им откажут в обеде?
— Новый закон ставит нас в другие рамки, нужно время, чтобы поменялось сознание, поменялось отношение людей ко всему этому. Но если в рамках обязательных полномочий мы готовы работать с этим законом, то как быть с тем, что федеральная власть посчитала необязательным? — рассуждает В. И. Глушкова. — Мы должны во всем разобраться и найти возможность финансировать и такие полномочия. Может быть, передать их субъекту. Не должно быть так, чтобы они выпали совсем и оказались в подвешенном состоянии.
Однако сегодня ситуация такова, что, выделяя субсидии, государство еще и диктует, куда направить каждый дополнительный рубль, не спрашивая об этом депутатов.
Что грозит нам в новом году? Приведенные цифры, как видим, вдохновляют мало. Специалисты прогнозируют ухудшение материального состояния лечебных учреждений. Как о факте говорят об ухудшении материального положения всей бюджетной сферы.
Тогда, может быть, не принимать такой бюджет? Может быть, продемонстрировать, что к такому эксперименту, в который вступил Алтайский край, Бийск просто не готов? Не все территории России переходят с нового года на новый закон. Однако известно о нем стало не вчера и тем более не сегодня. А значит, как отметила В. И. Глушкова, и критиковать его надо было раньше, и раньше говорить о том, к чему мы не готовы. Наши же отрасли на всех предыдущих заседаниях Думы отрапортовались о своей готовности жить и работать по 131-му закону.