А. Б. Крючковский: «В поисках эффективного собственника»
Банкротство — не приговор, а способ вывести предприятие из кризиса, считает Александр Борисович Крючковский.
Банкротство
— Арбитражный суд Алтайского края 20 декабря 2005 года официально признал МУП «Автоколонна № 1244» несостоятельным. Решение суровое, но именно с него и начнется возрождение предприятия?
— В 2003 году при разделе имущества часть автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки, передана в МУП «Бийск-Межгород». В наследство нам достались долги по зарплате более миллиона рублей, по налогам — более 36 миллионов, кроме того, штрафы и пеня к тому времени составляли более 49 миллионов рублей. Плюс претензии ООО «Бийскэнерго» на сумму более 1,3 миллиона.
Анализируя сложившееся положение, невольно задаешь себе вопрос: почему те же частники успешно прошли все катаклизмы и выжили, а МУП оказалось банкротом? Куда уходили деньги, где они терялись? Ведь даже в последнем квартале 2004 года на банковских счетах предприятия были деньги, которые позволяли вести производство без особых проблем.
— И именно в это время, несмотря на что, вернее, вопреки здравому смыслу и экономическим соображениям, руководитель предприятия передавал часть денег, обратите внимание, по договорам беспроцентного займа ООО «Ассоциация пассажирских перевозок», ООО «Вагнер», МУП г. Бийска «Бийск-Межгород».
— Потому, по всей видимости, в решении арбитражного суда и отмечено, что банкротство предприятия было преднамеренным?
— Этим делом теперь будут заниматься правоохранительные органы. Будем вместе разбираться, каким образом и по чьему распоряжению средства предприятия ушли на сторону.
— Что сделано, чтобы навести элементарный порядок в финансах?
— Мы уже взыскали с ООО «Ассоциация пассажирских перевозок» 630 тысяч рублей, которые принадлежат МУП г. Бийска «Автоколонна № 1244». Вот решение арбитражного суда Алтайского края № АОЗ-15186/05–19 от 20 декабря 2005 года. Внушает тревогу лишь то, что я не вижу это предприятие в числе действующих. В таком случае этих денег мы можем и не получить.
Долги
По взысканию долгов с ООО «Вагнер» дело находится в арбитражном суде, слушание назначено на конец января 2006 года. Там застряло 1,9 миллиона рублей. В МУП г. Бийска «Бийск-Межгород» перевели 3 миллиона рублей. Этих сумм хватило бы на выплату заработной платы всему бывшему коллективу автоколонны. И еще бы осталось!
— И когда рабочим ждать этих денег?
— Как только мы получим реальные деньги, начнем выплачивать долги кредиторам первой очереди. Это требование граждан, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации повременных платежей. Для этой категории людей потребуется около 5 миллионов рублей.
— То есть, например, «вагнеровских» денег, которые будете требовать в самое ближайшее время, не хватит?
— Но у нас ведь есть еще движимое имущество — 19 автобусов (их можно продать). Их реализация будет осуществляться после публикации соответствующего сообщения в «Российской газете», местных СМИ. Процесс этот достаточно прозрачный, и любой может проследить проведение торгов, в том числе и участвуя в них.
По закону о банкротстве конкурсный управляющий обязан после формирования конкурсной массы приступить к продаже движимого и недвижимого имущества. Таким образом, оставшийся транспорт пойдет, что называется, с молотка. А вот недвижимое имущество — административное здание, боксы, гаражи, мастерские с оборудованием и так далее мы постараемся оставить пока в своем управлении. Речь идет о том, чтобы сохранить не само предприятие, а, изменив систему и организацию труда людей, форму собственности, остаться в определенной нише, создав конкурентную среду на рынке транспортных услуг.
— Значит, людям, которым МУП «Автоколонна № 1244» задолжало по зарплате, есть на что надеяться?
— Безусловно. Хочу при этом подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом № 131 мы озабочены тем, чтобы рассчитаться с долгами и восстановить работу муниципального транспорта. Каким путем пойдем — пока неизвестно. Многое зависит от политической воли горадминистрации. Речь идет о помощи в погашении задолженности по зарплате обанкротившегося предприятия. Ведь долги копились не один год. Развал предприятия начался еще до того, как к власти пришел тот же Иван Савельевич.
— И что вы ждете в этом плане от местных властей?
— На мой взгляд, следовало бы задуматься над опытом частника, который сумел эффективно хозяйствовать даже в трудных условиях, а муниципальное предприятие не смогло выжить, обанкротилось. И на этой основе выработать соответствующие меры по организации производства в новых экономических условиях, то есть в условиях рыночных отношений. Практика говорит о том, что, работая по старинке, нельзя добиться успехов.
В чем суть предлагаемой нами стратегии оздоровления обанкротившегося предприятия? Избавившись от морально и физически устаревшего и выработавшего свой моторесурс подвижного состава, но оставив ремонтную базу, можно создать несколько производственных подразделений, в состав которых могут войти экипажи с частными автобусами. Как один из вариантов.
При соответствующих условиях системы оплаты труда это позволит не только вести систематический контроль за техническим состоянием транспорта, качеством обслуживания, но и кардинально решить финансовые проблемы. Ведь тот же частник, руководствуясь принципами самоокупаемости, работать себе в убыток не станет. При этом часть выручки по договору пойдет предприятию, часть — экипажу. Вторая выгода — деньги, которые частник будет платить за ремонт и техническое обслуживание своего транспорта, тоже будут оставаться на предприятии (за счет них будет содержаться и развиваться ремонтная база), появится возможность приобретать новый подвижной состав.
Подобная схема позволит укрепить не только финансовую и трудовую дисциплину, но и следить за техническим состоянием транспорта. Если экипаж будет экономить на ремонте или нарушать трудовую, финансовую дисциплину, то ведь в любой момент можно расторгнуть договор с ним и найти более толковых людей.
Проблем по созданию будущих коллективов не должно быть. В городе избыток профессиональных водителей. Надеюсь, они поддержат идею создания экипажей, работающих по принципу самоокупаемости.
На горадминистрации лежит лишь забота о подборе и расстановке кадров руководителей, специалистов вновь создаваемых подразделений. У руля таких коллективов должны встать люди с новым мышлением и психологией, умеющие принимать нестандартные решения, направленные на рост эффективности производства, культуры обслуживания, снижение или оптимизацию налогового бремени. Наша стратегия по возрождению предприятия позволит создать конкурентную среду в пассажирском обслуживании населения. Согласитесь, что монополизм в любой сфере производства ведет к нехорошим последствиям. Потому и существует антимонопольное законодательство.
— Недавно вы вернулись из Москвы. Чем занимались в столице?
— Ездил на международную конференцию, в работе которой принимали участие представители министерств экономического развития, социального развития, налоговой службы, торгово-промышленной палаты РФ, представители из Белоруссии, Украины, Латвии, Германии… В частности, разговор шел о том, что в результате непродуманной налоговой политики, ошибок в руководстве отраслями, несовершенства существующего законодательства многие предприятия в последнее время обанкротились. При этом долги прошлых лет, особенно по зарплате, налогам, обросли такими штрафами и пеней, что стали чуть ли не основным тормозом на пути оздоровления экономики.
На конференции выслушали много мнений, но все они сводились к одному: не удается сохранить предприятие? Сохрани его как бизнес. Тем самым и будут сохранены рабочие места, и снизится социальная напряженность.
В этих условиях согласно Федеральному закону № 131 значительно возрастает роль органов власти на местах. Главы администраций, в частности городских образований, должны оказывать реальную помощь в реализации плана мероприятий по оздоровлению экономики обанкротившихся предприятий. К сожалению, в жизни подобное происходит нечасто.
Мы, например, хотим уже при процедуре наблюдения отработать схему не просто безубыточного, а прибыльного производства. Полгода идет разговор об этом, но, к сожалению, дальше разговоров не идет. Например, в начале процедуры наблюдения решили собираться еженедельно на предприятии, чтобы подводить итоги проделанного, намечать планы на будущее. Фактически представители городской администрации побывали у нас всего раз. На систематическую, планомерную работу у них не хватило просто сил и времени. А может, и желания?
Не может перестроить свою работу и депутатский корпус. Иные избранники народа видят свою задачу в том, чтобы регулировать рынок. А этого делать никак нельзя. Законодательная ветвь власти, как и исполнительная, должна создавать условия для развития бизнеса, убирать все, что мешает.
В этом отношении хотелось бы почувствовать более существенную поддержку со стороны городской власти. Ведь какую цель ставим мы? Не распродать базу предприятия, а возродить его совместно с муниципалитетом. Только так и можно возродить отрасль — без муниципального транспорта, но уже в обновленном виде, городу не обойтись.
— Таким образом, можно сказать, что определенная работа по процедуре наблюдения проведена?
— Дела идут, но хотелось бы большей отдачи.
— Задача нелегкая и стоит затраченных усилий. После нашего разговора с вами появилась надежда, что старейший коллектив не канет в Лету, а возродившись, станет в один ряд с ведущими предприятиями города.
— Для этого мы и работаем.