14
июля
1999

История автопредприятия «Совавто-Бийск»

1 января 1933 года организована 1-я авторота на базе списанных машин Ининской автобазы. С того дня и берет начало история автопредприятия «Совавто-Бийск».

В предвоенные годы коллектив становился на ноги, продолжая лучшие традиции — каждый работник автобазы считал своим долгом внести посильную лепту в развитие производства.

Началась Великая Отечественная, и на фронт ушло более ста представителей одного из крупнейших автопредприятий города.

«Дорога жизни» на Ладоге.

«Совмонголтур»

По ней, рискуя каждый раз жизнью, водили автомобили М. И. Манаев, Б. А. Ялунин, Н. С. Семахин, П. И. Котельников, И. Л. Ширшнев. На их счету сотни и тысячи спасенных от голодной смерти ленинградцев.

20 апреля 1945 года объединение «Совмонголторг» переименовывается в «Совмонголтур». Основной машиной становится американский «студебекер». И лишь через 4 года за ударную работу предприятие получило 10 автомашин «ЗИС-150». Тогда и стали работать с прицепами. Лучшим в этом плане зарекомендовал себя М. В. Жлобиковский.

В начале 50-х годов происходит смена поколений, В «Автовнештранс» (так стала называться автобаза) приходят основатели будущих шоферских династий Н. Ф. Зыбин и Г. В. Милешин. Предприятие становится одним из лучших в стране.

В 1957 году коллектив получает первый дизельный автомобиль «МАЗ-200». Это была самая мощная и единственная в то время машина на Чуйском тракте. В 60-е годы происходит техническое перевооружение автохозяйства — на смену «ЗИС-150» приходят «ЗИЛ-130».

«Совавто-Бийск»

В 1968 году автобаза становится автопредприятием международных перевозок грузов «Совавто-Бийск». Растет авторитет коллектива, который слывет кузницей высококлассных специалистов. К примеру, Н. Ф. Зыбин, участвуя в соревновании автомобилистов, занял в 1971 году третье место по зоне Сибири и Дальнего Востока. Этот же результат подтвержден им на всесоюзных соревнованиях.

Знаменитым на всю страну становится опыт нашего водителя Д. А. Брижана, который в октябре 1982 года совершил на «ЗИЛ-130» последний рейс. 12 лет верой и правдой служила машина, на спидометре которой значился пробег миллион километров без капитального ремонта. Легендарный грузовик ныне установлен перед въездом на предприятие.

В 80-е годы парк состоял почти из 300 большегрузных автомашин. На предприятии были созданы мощная ремонтная база, склады по переработке грузов, пять линейных пунктов отдыха водителей по трассе.

В годы перестройки рушится отработанная годами система расчетов с монгольскими предприятиями, снижаются объемы экспортных перевозок, «Совавто-Бийск» попадает в тяжелейшие экономические условия. Но коллектив не теряет присутствия духа, верит, что трудности будут преодолены.

С 1995 года начинают расти объемы перевозок, идет заключение новых контрактов по перевозкам нефтеналива, опор линий электропередач, других грузов.

С 1996-го по настоящее время объем перевозок нефтеналива только для государственной компании «Ник» вырос с 9 до 15 тысяч тонн в год. По коммерческим фирмам объемы увеличились в 3 раза. Растут перевозки муки в Монголию и мяса в Россию.

После длительного перерыва в 1998 году возобновились перевозки по западному направлению, например в Югославию. К сожалению, война помешала развитию этого направления. Перспективы коллектива на этот год -дальнейшее освоение монгольского рынка, а также выход на Китай через Монголию.

Л. САЗОНОВА, начальник отдела кадров ОАО «Совавто-Бийск».