19
декабря
2007

Бийская Дума: с чего все начиналось

бийская городская дума

Первое здание Бийской городской думы. Фото: Бийский рабочий

Истекает срок полномочий IV созыва городской Думы. 2 марта 2008 года состоятся выборы, на которых мы определим состав городской Думы V созыва на последующие четыре года. Хотя… пятый ли созыв? Если задуматься, институту местного самоуправления пошла уже вторая сотня лет. А начиналась история нашей гордумы давным-давно, во времена царствования Александра II…

Вообще-то, новое городовое положение вводилось законом еще 1870 года, однако у нас в городе Дума появилась в 1877 г. Правил Российской империей тогда либеральный Александр II, посему Дума выбиралась на принципах выборности, всесословности и имущественного ценза. То есть в выборах могли принять участие все сословия — будь ты аристократ или мещанин худородный. Вот только голос стоил столько, сколько было у избирателя средств.

Городская Дума была распорядительным органом. Она состояла из гласных, то есть депутатов, которые работали бесплатно. Собиралась городская Дума 1–2 раза в месяц.

Исполнительным же органом была городская управа, говоря по-нашему — администрация. Члены управы (2–3 чел.) заседали каждый день с утра до вечера. Они, как и городской голова, получали жалованье, размер которого им определяли гласные. Попечительству Думы и управы подлежали вопросы налогообложения горожан, формирование городского бюджета, благоустройство, народное образование, здравоохранение, торговля и кредит, благотворительность. Городская Дума состояла из 70 гласных (1887), из них 38 человек — мещане.

Царь наделил местную власть широкими полномочиями, а вот доходы на эти полномочия думцам предстояло находить самим. Трудно приходилось первым думцам — ни опыта, ни каких-то особых финансов в бюджете у них не было. Чаще всего городу местные купцы попросту жертвовали недостающие средства. К 1885 г. за счет благотворительности удалось осушить улицы города, построить несколько зданий для школ, скотобойню и торговые лавки.

Потом начались годы реакции, вступило в силу новое Городовое положение от 1892 г. Функции органов городского самоуправления были значительно сужены, за их деятельностью был установлен жесткий административный контроль. Система выборов тоже сильно изменилась, отчего горожан, имеющих право голоса, стало примерно 0,6% от всего населения (в прошлом варианте голосовать имели право 12,9% бийчан).

Основным источником дохода тогда была земля, вот её-то и добивалась местная власть у Кабинета Его Императорского Величества. И добилась-таки. Бийск, как и другие алтайские города, получил в собственность землю. Благодаря прокладке Великой Транссибирской магистрали город смог получить новый источник доходов. И вполне солидный, между прочим, если взглянуть на цифры: с 1903 по 1913 гг. бюджет Бийска увеличился в 6 раз (с 39,2 тыс. рублей до 229,7 тыс. рублей). Экономика всего региона после проведения железной дороги резко оживилась. Но среди периферийных городов Бийск занимал одно из ведущих мест по темпам роста бюджета.

Значительное место в городских доходах занимали «прочие поступления». Эти статьи во многом складывались за счёт пожертвований. Они входили в бюджет города под графой «прочие доходы». Сюда еще входили недоимки прежних лет, вырученные средства от продажи городского имущества, штрафы и взыскания. В Бийске в 1913 г. 40% всех средств относилось к «прочим» доходам.

В 1902 г. Дума под руководством городского головы, крупнейшего предпринимателя М. С. Сычева, начала устанавливать телефонную сеть. Так что телефонная связь появилась у нас еще раньше, чем в краевом центре — Барнауле. Поскольку большинство думцев было людьми делового круга, говоря по-нашему, бизнесменами, они в первую очередь развивали эту сферу.

Городская Дума активно участвовала в торгово-промышленных делах региона, ходатайствовала о проведении Алтайской железной дороги, об отмене Челябинского тарифного перелома, очень обременительного для сибирской буржуазии. В 1911 г. при содействии Думы была открыта торговая биржа, в 1914 г. — городской общественный банк.

Безденежье городской казны и бездорожье — именно эти проблемы в числе других беспокоили городскую власть дореволюционного времени. Насколько далеко мы ушли от тех времен? Вспомните хотя бы события пятилетней давности. Но — ушли.

По материалам заведующей кафедрой всеобщей истории БПГУ
кандидата исторических наук Аллы Литягиной.