1
ноября
1976

Герои Василия Шукшина на бийской сцене

Театральный сезон 1976

бийский драматический театр

На фото: Сцена из спектакля

Новый театральный сезон Бийский драматический театр открыл спектаклем «Мои земляки» по произведениям Василия Макаровича ШУКШИНА. Основой спектакля послужила инсценировка, написанная главным режиссером театра А. Н. ГЕРЕНБУРГОМ. Он же поставил спектакль.

Объедение нескольких сюжетов из разных, вполне законченных произведений — задача нелегкая и многими оспариваемая. Но театр взял к себе в союзники самого Шукшина. Дело в том, что в творческой практике Шукшина есть сценарий по мотивам рассказов Сергея Антонова. Фильм «Пришел солдат с фронта» по этому сценарию поставил на «Мосфильме» Н. Губенко. Киносценарии «Живет такой парень» и «Ваш сын и брат» написаны Шукшиным тоже по мотивам нескольких рассказов, на сей раз его собственных.

Автор инсценировки «Мои земляки» А. Н. Геренбург вдумчиво подошел к текстам шукшинских рассказов «Думы», «Одни», «Микроскоп», «Космос, нервная система и шмат сала», «Верую!» и других, а также киноповести «Брат мой», сумев из разных в жанровом отношении произведений создать единое сценическое целое. Геренбургом использован вполне оправдавший себя прием: через всю инсценировку проходит образ председателя колхоза Матвея Рязанцева, человека неглупого и хорошо знающего своих земляков. Интересно в инсценировке временное решение: по сути дела в одни сутки происходит драма двух братьев, полюбивших одну девушку, история с микроскопом, исповедь попа. Благодаря такому решению при неторопливом развитии действия инсценировка и спектакль передают напряженность жизни ее драматизм и неисчерпаемость.

Основной сюжет инсценировки и спектакля — не событийный, в идейно-философский — «сюжет мысли» и «сюжет нравственный». Главная мысль — о человеческом в человеке, о гуманизме, решаемая на материале таких жизней и таких характеров, которые довольно часто кажутся обыкновенными, незаметными, в которых Шукшин открывает «чудиков», «странных людей», напряженно и всерьез, иногда наивно, но всегда искренне и беззаветно, не по шаблону размышляющих о «душе», что значит для них о смысле жизни, о назначении человека, о том ее ликом и заветном, ради чего только и стоит жить.

Своеобразно решен режиссером и актерами С. Виноградовой, Т. Обириной В. Лугарем, Ю. Рябининым эпизод «Микроскоп». Дело в том, что многие читатели этого рассказа Шукшина воспринимают в нем прежде всего внешнюю, юмористическую сторону. Оно и в самом деле нельзя не улыбнуться над тем, как Андрей, увидев в микроскоп микробов, собирается с помощью иглы «наколоть парочку» или объявляет жене, что наличие микроскопа в доме сделает его известным ученым. Но в рассказе есть важный нравственный, психологический подтекст, утверждающий стремление Андрея Ерина, «столяра маленькой мастерской при „Заготзерне“, что в девяти километрах от села», выйти за пределы обычного, повседневного, расширить «границы души». Вот таким выходом в большой мир и стал для Андрея микроскоп.

Две правды на равных началах сталкиваются здесь: правда Зои («Шубки детям надо») и правда Андрея, уже не мыслящего своей жизни без микроскопа. И вот эту драматическую сущность рассказа Шукшина передают актеры, занятые в эпизоде с микроскопом. Особенно хорош В. Лугарь, сыгравший Андрея, с глубоким пониманием его внутреннего мира. Это одна из лучших работ не только в данном эпизоде, но и во всем спектакле.

Хорошо известны бийскому зрителю актеры Н. Ивашкевич и Ю. Колпаков. В эпизоде по рассказу «Одни» раскрылись новые грани их творческих индивидуальностей. Наталья Ивашкевич и Юрий Колпаков убеждают зрителей в том, что их герои Марфа и Антип не одни, хоть и уехали из дому все их двенадцать детей, — их двое. Суровая Марфа, всегда считавшая своего супруга немного придурковатым, поняла, с каким необычным, замечательным человеком прожила она жизнь.

Балалайка в руках Ю. Колпакова — Антипа не просто музыкальный инструмент, а действующее лицо, способствующее раскрытию нравственного смысла спектакля.

К самим себе, к чему-то изначально заветному возвращает нас игра Ю. Колпакова и весь спектакль.

Не сделал Андрей Ерин неумного открытии, но происходят в спектакле другие открытия — нравственные. Так, Наум Евстигнеевич (артист В. Кошкин) и его квартирант восьмиклассник Юрка (артистка Л. Федорищева) открывают для себя возможность совсем иных, более человечных, чем были у них раньше, отношений. Каждый открывает в другом человека.

Кульминационное значение в спектакле, в особенности в развитии «сюжета мысли», имеет эпизод «Верую!», исполняемый актерами С. Бушаевым (поп) и А. Ковальчуком (Максим). Поп — Бушаев провозглашает веру в жизнь земную, в торжество разума, хотя по сану своему должен проповедовать противоположное.

В нашей газете уже говорилось о той большой работе, которую проделал в спектакле артист Я. Корнюков, исполняющий главную роль — председателя колхоза Матвея. Матвей должен не только вести и сохранят в единстве весь спектакль, но и быть своего рода судьей происходящему. Л. Корнюков в основном верно решает эту большую задачу. Но есть в поведении его Матвея такие штрихи и детали, с которыми согласиться нельзя. Например, с тем что Матвей-Корнюков не сколько однообразно насмешлив по отношению к разным людям.

К постановке спектакля по мотивам произведение Шукшина и режиссер, и актеры отнеслись с особым чувством. «Мои земляки» — не «очередной спектакль», и даже не «очередная премьера». Это дань глубокого уважения к личности и памяти В. М. Шукшина.

То торжественное чувство, с которым готовился спектакль, привело к тому, что в нем нет неудачных или равнодушных актерских работ. Актеры И. Колпаков в роли Вени, Л. Соколова в роли Алены, В. Серебренников — Сеня, В. Ларионов — Иван, И. Сидельникова — Валя, А. Соколов — Филя.

Своим успехом спектакль во многом обязан художнику-постановщику Г. И. Смертину.

В неменьшей мере коллектив театра, зрители благодарны еще одному нашему земляку — композитору М. Старикову. Его работа в этом спектакле стала не только музыкальным оформлением, но и действиям спектакля, той художественной реальностью, которую называют «реальностью-чувством».

Хочется еще раз отметить, что премьера «Мои земляки» театра нашего городе — удачное начало нынешнего сезоне и вполне определенный вклад в осмысление произведений В. М. Шукшина.