7
марта
1995

Беспорядки у ворот Успенского храма

Просители милостыни у Успенской церкви

Успенская церковь бийск

Успенская церковь. Фото Ю. Верещагин

Просители милостыни в Бийске ведут здесь себя, мягко говоря, немилостиво как по отношению друг к другу, так и к прихожанам. Жалобы от работников и служителей Успенской церкви регулярно поступают в органы УВД. А одна пришла в газету «Бийский рабочий». Прошлым летом она писала об этих беспорядках — ликвидировали их скоро. Но они возникли снова.

Драки из-за того, что кому-то подано больше, кому-то меньше, тут обычное дело. На слуху недавнее убийство женщины без определенного места жительства, совершенное такими же, как она, опустившимися людьми. Труп якобы был обнаружен где-то недалеко от Успенской церкви.

Одно дело, разборки внутри этой побирающейся «мафии» — у нее своя иерархия. А другое, когда «левые», приблудные, в нее хотят влиться, встать у ворот храма, особенно в воскресные дни. Профессиональная нищета стекается отовсюду: и городская, и из близлежащих деревень…

Один московский журналист так применил метод включенного наблюдения: усевшись у входа в собес в помятой одежде, протягивал руку. В течение нескольких часов была заработана приличная сумма. Возле Успенского храма в Бийске его наверняка бы побили.

Ну да, есть среди них ненормальные, калеки, кликуши, юродивые… А вот юродивые — это явление, характерное только на Руси, и можно догадываться, с каким интересом американцы-баптисты, посетившие этот уголок, снимали на видеокамеру не только храм на Советской, но и этих людей. Герой Аксенова — редактор солидной газеты — записывал на магнитофон пророчества у паперти странной, родившей убогого калеку-сына, ярославской бабы.

К таким применять крайне жесткие меры — бессмысленная жестокость. И незаконность. Но вот по отношению к другим…

Новые русские нищие, недовольные малым подаянием, швыряют его в лицо тому, кто его сделал. И самый последний случай: пришедшему в церковь с горем ли, с радостью была проломлена пьяным попрошайкой голова (удар нанесен сумкой с находившейся в ней непочатой бутылкой). Одна старая прихожанка (у нее еще и обязанности по храму мыть полы и другое) теперь боится, что ей достанется, когда войдет в ворота храма. Ее свои же и сопровождают.

Другая церковная служащая (не называйте инициалов, просила она, боясь того же) так рассказывала: они выстраиваются в ряд до самой двери на паперти, и когда проходишь сквозь этот ряд, чувствуешь, что им недостает палок.

«Органы» принимают меры. На Рождество взяли группу особо рьяных, опасных просителей и отвезли в психиатрическую больницу. Она переполнена, кому они тут нужны?! Продержав неделю в лечебных карцерах, их выписали. «Выздоровевшие» снова пришли к храму и держались еще более вызывающе.

Однажды нескольких таких отвезли на патрульной машине далеко за город и оставили на дороге (так говорят «знающие» прихожане). Но только одна принятая мера оказалась эффективной и то скорее по отношению не к храму, а к его настоятелю. Отца Ермогена на религиозной почве преследовала какая-то прихожанка, бывшая с миссией 4 года в Иерусалиме, психически здоровая. Он в автобус — она за ним; в самом храме тем более не отставала. А как-то во время службы устроила тут «светопреставление»: носилась внутри церкви и выкрикивала нецензурную брань. Получила 15 суток, и с тех пор о ней ни слуху ни духу.

Милиция не может привлечь просителей за вымогательство (добровольное пожертвование).

Милиция не может привлечь просителей за вымогательство (добровольное пожертвование). Бомжей на 10 суток посадить проблема: без санобработки нельзя, а этот кабинет в центре санэпиднадзора работает только один час утром. Вылавливают же их вечером и ночью. Многие пострадавшие от побоев просителей в милицию не обращаются.

У паперти церкви в Одинцовке, недавно построенной на средства «Сибприбормаша», ничего подобного нет. Вообще нет просящих (что тоже ненормально). Регулярный пост, шлагбаум. Охрана в Одинцовке на уровне, поскольку тут строятся коттеджи работников предприятия.

Поста с прозрачной будкой, как у иностранных посольств в столичных городах, выстраивать возле Успенской не надо. И так все видно: «Советская, 15» рядом с церковью. Но крайние меры против побирающейся «мафии» необходимы: а то друг друга перебьют, и прихожанам боязно, и иностранцы когда-нибудь доснимаются…

Но все это не меры. В Бийске кроме теплотрасс, нет ночлежек, нет столовой для этой категории людей (когда они заходят в обычную, то всегда скандал). Ничего нет, даже показательного, как в фильме «Небеса обетованные». «Мода» на храмы бийских директоров волновала и волнует, но ни одной заметной благотворительной акции. Ни одной общественной благотворительной организации. А они изобретены не американцами. Бийская купчиха Морозова когда-то делала щедрые подаяния толпе нищих у крыльца…

Кого-то надо лечить, кого-то поднимать… Неблагодарное занятие, но и от храмовых служителей пока не слышно предложений.

Помню, на Ярославском вокзале, в Москве, ребята из какой-то общественной организации ходили с похлебкой для бомжей, а те еще привередничали… Конечно, не до столовых, не до ночлежек, а то еще слава о Бийске у бомжей будет: понаедут. Но сообща что-то сделать надо: и центру социальной защиты населения, и общественным организациям, и спонсорам, и милиции, и храму… Можно же хотя бы несколько раз организовать питание для них — им же есть хочется. Им хорошее, доброе сделаешь — они будут лучше, добрее.

Вот только юродивых трогать боялся и сам Иван Грозным…