Чуйский тракт — дорога государственного значения
26 мая 1926 года Чуйский тракт объявляется дорогой государственного значения
Есть у монголов пословица: «Ветер с севера — добрый ветер». Она родилась в пору, когда русский народ пришел на помощь революционному движению в Монголии. А 5 ноября 1921 года вождь Сухэ-Батор приехал в Москву и встретился с В. И. Лениным.
С этого дня начался отсчет советско-монгольскому торгово-экономическому сотрудничеству.
Daily Бийск
Чуйский тракт. Техническая характеристика
данные : 2002 года
- Протяженность тракта — 607 км.
- Перевалы: Семинский (1894 км), Чике-Таман (1466 км).
- Бомы (скальные выступы): Кор-Кечу, Айры-Таш, Кынгырар, Яломан, Бечекту-Кая, Белый Бом и другие (всего 23).
- Покрытия: асфальт — 540 км, гравийное — 67 км.
Основной торговой артерией, связавшей две дружественные страны, стал Чуйский тракт. Советское правительство в первые годы после окончания гражданской войны принимает решение о превращении его в автомобильную дорогу. 26 мая 1926 года тракт объявляется дорогой государственного значения, и все расходы по его строительству берет на себя государство.
Из истории
В 1667 году по приказу тобольского воеводы Годунова был составлен «Генеральный чертеж всея Сибири», где впервые упоминается о торговом пути через «Алтайский камень». А
в 1788 году первые сведения о Чуйской тропе появляются в письменных источниках
, например, о том, что русские купцы достигли реки Чуи в районе Курайской степи и вели меновый торг с алтайцами, выменивая ткани, зерно, маральи рога, скобяные изделия на меха, скот и невыделанные кожи.
В 1885 году на Чуйском тракте ведут изыскательские работы инженер М. А. Брещанский и техник А. И. Александров. Через семь лет эти работы продолжит техник Н. Ивачев. Исторические источники донесли до нас и тот факт, что в 1900 году исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль составили смету дорожных работ с расчетом ширины дороги на бомах 3,5 аршина, а в остальных местах — 5 аршин…
5 мая 1901 года начались работы по устройству колесной дороги на перевале Чике-Таман
, поскольку до него колесная дорога уже существовала. 16 июня этого же года саперная команда под руководством поручика Федорова прибыла в Бийск, а затем в Хабаровку для проведения взрывных работ на бомах.
Началом истории Чуйского тракта можно считать и 1902 год. Именно в это время на всем протяжении Чуйского тракта была проложена колесная дорога, приспособленная для гужевого транспорта. Уже тогда существовали три паромные переправы. А вот мостов еще не было.
В 1911 году Чуйский тракт был передан в ведомство путей сообщения.
В 1922 году был построен первый мост у села Кош-Агач. А через 8 лет, в 1930 году, окончательно выбран правобережный катунский вариант дороги.
Изыскательские работы продолжались. В 1932 году их провели московские специалисты под руководством начальника изысканий А. С. Родионова. В этом же году Чуйский тракт передан в ведомство НКВД. Руководил строительством дороги Н. В. Вишневский. И деревянный мост через реку Бию в Бийске, построенный по проекту инженера А. Крушевницкого, тоже был сдан в 1932 году.
Первые шофера Чуйского тракта
Первыми бийскими шоферами, проехавшими до монгольской границы, были Спиридон Андреевич Качанов и Генрих Клетин. А в феврале 1928 года создается Инская автобаза «Союзтранса», положившая начало автомобилизации Чуйского тракта. И уже в июне шофер Николай Федорович Шведов повел первую автоколонну в сторону советско-монгольской границы.
Через пять лет,
21 января 1933 года, из Инской автобазы в Бийске была организована 1-я авторота.
Обязанностью этого самостоятельного хозрасчетного транспортного предприятия стала перевозка грузов по Чуйскому тракту. С этого дня и ведет отсчет своей рабочей биографии предприятие «Совавто-Бийск».
Акт о приемке Чуйского тракта
Государственная комиссия подписала акт о приемке Чуйского тракта 1 января 1935 года, хотя руководство стройки рапортовало о завершении строительства к 7 ноября 1934 года. Построен он на костях людей, в том числе заключенных, бывших раскулаченных крестьян, «врагов народа». По свидетельствам старожилов, на каждый километр приходилось по двенадцать-пятнадцать гробов. Это была типичная большая стройка эпохи построения социализма в СССР, как Беломорско-Балтийский канал, Свирьстрой, БАМ и многие-многие другие.
Чуйский тракт прочно связал нашу страну с Монголией. В Великую Отечественную войну по нему шла помощь советскому народу от братского монгольского народа. Мужчины-шоферы ушли вместе со своими автомобилями на фронт, за руль сели женщины и девушки. За мужественную работу на Чуйском тракте более сорока водителей «Совавто-Бийска» (девятнадцать женщин) удостоены медали за доблестный труд в годы войны. (Шоферы с Чуйского тракта, призванные в армию, прославили себя на «Дороге жизни» под Ленинградом. В их числе М. И. Манаев, Б. А. Якунин, И. В. Кочин, И. А. Шершнев. Многие закончили войну в Берлине, Праге, Вене. Есть среди них и Герой Советского Союза — Сергей Семенович Баканов).
Песня Есть по Чуйскому тракту дорога
Чуйский тракт — дорога сильных и мужественных. Песенный Колька Снегирев, погибший на одном из его коварных участков, прославивший дорогу над Чуей-рекою на всю страну, тоже тому подтверждение. Полвека назад в нынешний «Совавто-Бийск» пришли Н. Ф. Зыбин и Г. В. Милешин — родоначальники известных в городе шоферских династий. В те годы автотранспортная контора «Автоминтранса» была одной из лучших в стране. Не случайно и то, что первым Героем Социалистического Труда в Бийске стал шофер с Чуйского тракта Алексей Евгеньевич Попов. Именно эта дорога прославила Дмитрия Афанасьевича Брижана — полного кавалера ордена Трудовой славы, проехавшего на ЗИЛ-130 за двенадцать лет миллион километров без капремонта.
Этот легендарный бензовоз поставлен на вечную стоянку у проходной «Совавто-Бийска».
Известны в истории Чуйского тракта и имена других водителей — Г. С. Коненко, А. Н. Рассказова, А. И. Астрикова и многих других. Коллектив этого автопредприятия прославил не только Чуйский тракт, но и свой «Совавто-Бийск». В 1983 году, в год своего пятидесятилетия, предприятие награждено орденом Дружбы народов. Указ о награждении огласил на торжественном собрании в городском драмтеатре Н. Ф. Аксенов, а в числе принимавших награду был директор производственного объединения международных перевозок грузов Г. Г. Карпушкин. Как сказано в указе, оно награждено за успешное обеспечение перевозок грузов в Монгольскую Народную Республику.