2
апреля
1997

Тревоги режиссера Михаила Ромашина

Разговор с режиссером Бийского драматического театра М. А. Ромашиным

Бийский драматический театр

Бийский драматический театр. Репродукция dailybiysk.ru


В зрительном зале Бийского драматического театра холодно и пусто. Лишь в первом ряду кутающиеся в пальто и кофточки артисты, занятые в репетируемом спектакле. За час репетиции успеваю окончательно замерзнуть. Наконец, объявляется перерыв и удается побеседовать с режиссером Михаилом Андреевичем Ромашиным, вновь приглашенным поработать с бийскими актерами.

Михаил Андреевич, почему опять выбор пал на Бийск?

Я поставил здесь в прошлом сезоне четыре спектакля.

Это значит, часть души здесь осталась и часть меня. Сегодняшняя встреча с бийским театром в определенной степени доставляет мне творческое удовольствие. Это труппа, которая знает меня, и я знаю ее возможности. Нет необходимости привыкать друг к другу.

Что касается театра, считаю, он должен, несмотря на экономическую обстановку, находиться в более нормальных, человечных, материальных и творческих условиях, нежели сейчас. Но об этом трудно договориться с администрацией города Бийска. С одной стороны чувствуется заинтересованность как в его сохранении, так и в наличии постоянного режиссера, с другой же — не ощущается существенных действий в этом отношении, нет твердых гарантий.

Бийский Драматический театр в ужасном состоянии. Даже хуже, чем в прошлом году. Наверное, на то есть и объективные причины, но масса и субъективных. Труппа разваливается. Ее практически уже нет. Остались три-четыре актера, с которыми можно работать. За год здесь уже ушло пятеро, шестой заболел. Замечу, театр таким образом лишился не самых плохих артистов. Чтобы был театр, необходимо создавать труппу, а для этого нужны условия. Оставшись здесь на постоянную работу, я мог бы привезти хороших актеров. Но ведь им нужно создать условия, дать гарантии.

А сейчас вы здесь на жестко лимитированный срок?

Да, приехал на разовую постановку. Срок с 1 марта, а 5 апреля должна быть премьера. 7 апреля мне надлежит уже выехать из Бийска — есть другие планы.
Актеров, тех, с кем предполагал работать, уже нет. Прошло две с лишним недели, и мы толь-ко-только приступили к работе. Я не знаю, что будет, потому что от обещанной суммы на спектакль нет и трети. Успеем ли теперь — не знаю.

Если бы мне отдел культуры пообещал хоть минимальный уровень по формированию, созданию театра, а его надо действительно создавать заново, я бы остался в Бийске. Мне думается, еще чуть-чуть — и театра в городе может не стать, если остаться в стороне от его проблем.

Может, вы слишком эмоционально оцениваете положение — по столичным меркам?

Я и пытался это сделать в первый приезд сюда, со скидкой на провинцию. Но когда поставил четыре спектакля на этой сцене, сужу уже по тому, что есть. Ситуация простая: либо должен быть профессиональный театр, а этот театр профессиональный не один десяток лет, либо самодеятельный клуб. И об этом надо говорить. Раз и навсегда город должен решить: нужен ему театр или нет. Если нужен, следует обращать на него внимание как на профессиональный, а не как на клуб.

Театр должен заниматься искусством. Не культурно-просветительской работой, а именно искусством. Если есть профессиональная труппа, то приоритет отдела культуры и города должен быть отдан первоочередно театру, а уж потом всему остальному — клубам, дворцам культуры. Пока же все на равных. Возможно, я ошибаюсь, но есть же старожилы, театралы, помнящие постановки прошлых лет.

За год театр выпустил две сказочки сомнительного качества, тогда как за прошлый год — шесть спектаклей. Ну, трудно в стране, понятно. Так везде можно говорить о трудностях, а можно их преодолевать.

Что ставите в этот приезд?

Выбор пал на музыкальную комедию Клода Манье «Оскар» на музыку ленинградского композитора Марка Самойлова. Люблю в этом жанре работать. Постановки музыкальных спектаклей в этом театре уже есть, опыт и, думаю, положительный, в этом направлении тоже есть.

Как работается с составом, занятым в спектакле?

Сложно. В силу того, что с сентября практически не выплачивается зарплата, многие подрабатывают, а потому собрать актеров на репетицию непросто. Из двух составов, с которыми репетируем сейчас, возможно, удастся что-то сделать. У меня очень мало времени, в другой ситуации не пошел бы на это. Нет уверенности, что кто-то не сорвет спектакль, не явившись на него. Из тех, кто сейчас остался в труппе, с кем люблю работать и у кого есть определенный уровень профессионализма, назову Людмилу Семенкину, способную актрису, из молодых — Славу Ласкина, Галину Архипенкову, конечно же, и Светлану Тимофеевну Елизарову, заслуженную артистку, страшно переживающую за то, что происходит.

Веры, конечно, терять нельзя. Спектакль выйдет, куда деваться. Однако замечу, что у театра удивительная особенность не сохранять репертуар. Из тех спектаклей, которые я выпускал в прошлом году, осталось только два. Причем в виде, далеком от премьеры. Репертуар не хранится, хотя и так он невелик. Трудно сказать, с чем это связано. Скорее всего с отсутствием глаза. Нет у театра хозяина, нет.