Без вести пропавшие
Нередко на страницах «Бийского рабочего» появляются объявления, с помощью которых милиция пытается найти людей, чья судьба неизвестна. Среди разыскиваемых дети и взрослые, мужчины и женщины, семейные и одинокие. Порой объявлений враз бывает столько, что невольно задаешься вопросом: куда же деваются эти бедолаги, что происходит с ними после того, как они буднично уходят из дома (из гаража, с работы и т. д.) и не возвращаются обратно!
— В этом году подано 188 заявлений по розыску лиц. -На сегодня не найдено двадцать три.
Дает мне справку начальник по розыску и раскрытию преступлений бийской криминальной милиции Виталий Пронин.
Пропал человек
Вот вам и ответ — в нашем Бийске через день исчезает человек. И если к нынешнему числу бийчан, сведениями о которых все еще не располагают правоохранительные органы, добавить так называемый «остаток прошлых лет», а это еще 71 человек, то все это заставляет задуматься еще больше, поскольку о сорока процентах потерявшихся до сих пор ничего не известно.
Поиск
В УВД города находящихся в розыске делят на группы, в процентном отношении которые неравнозначны. Первая — это те, в отношении которых совершены преступления. Их клубок распутать нелегко, на это иногда уходят годы, отсюда, судя по всему, и уже упоминавшийся «остаток прошлых лет». Эта группа по числу разыскиваемых лиц самая многочисленная и составляет четверть всех объявленных в розыск. Однако надо иметь в виду, что вовсе не обязательно считать занесенных в этот список потенциальными покойниками. Когда, к примеру, находят на лесной просеке расстрелянный в упор автомобиль, а хозяина и пассажиров в нем не оказывается, тут думай, что хочешь. Хотя вполне может статься, что таким образом должник заметает следы, скрываясь от кредиторов.
Но бывают случаи и иного рода. Вот милая молодая супружеская чета «вышла» на бабушку, одиноко доживающую свой век в благоустроенной квартире. Знакомство, как позже выяснилось, было продиктовано отнюдь не уважением к старости. Молодые представились сотрудниками социальной службы и контакт с хозяйкой квартиры установили мгновенно. Но спустя некоторое время пришла дочь старой женщины и не обнаружила матери, да еще узнала, что эти незнакомцы якобы покупают материнскую квартиру. Не лучшие сомнения вскоре подтвердились: в одной из городских газет появилось объявление о продаже именно этой квартиры. В дело включилась милиция, и в итоге розыскных мероприятий выяснилось, что бабушка жива — «работники соцслужбы» вывезли ее из собственной благоустроенной квартиры и пристроили в комнатушке частного сектора.
Старушке, прямо скажем, еще повезло. А вот в получившем широкую огласку сорокинском деле о пропаже двух девчушек события повернули совсем в другую сторону.
Розыск
Поскольку люди в Бийске теряются, объявления о их розыске постоянно публикуются, а сообщений об обнаружении «пропажи» в прессе не встретишь, то домыслы у горожан бывают всякие, в том числе и пустые. Наибольшей популярностью в народе пользуется предположение о том, что людей похищают для продажи их внутренних органов в качестве донорских. Что, мол, это дело денежное, а покупателей навалом, причем не только на территории России. Одна наша читательница поведала мне по секрету, что детективы из бийского УВД со стопроцентной точностью выявили след одного такого дела. И тянется, мол, он… даже вслух сказать страшно — за океан. А если уж начистоту, то в Соединенные Штаты Америки.
А вот старший оперуполномоченный уголовного розыска городского УВД Петр Шулепов все это называет бредом. По крайней мере, говорит он, ни одного факта похищения в Бийске людей для последующей продажи донорских органов официально не зарегистрировано.
Но Петр Валерьевич припомнил случай двух-трехлетней давности, когда жена заявила о без вести пропавшем муже. Регулярно приходила в милицию, плакала — горе у нее! -интересовалась ходом розыска. А потом выяснилось, что муж в тот день заявился домой пьяный, между супругами завязалась ссора, закончившаяся тем, что жена зарезала своего мужа. Поскольку же на скамью подсудимых садиться не хотелось, то
Ко второй категории лиц, заявления на розыск которых поданы в бийскую милицию, отнесены подростки из неблагополучных семей. Хотя, надо признать, из дома сбегают мальчишки и девчонки, о родителях которых не скажешь, что они равнодушны к своим чадам.
Нет-нет да и видим мы в магазинах, на рынках, в других многолюдных местах пацанов, занимающихся попрошайничеством. Редко кто не подаст монету-другую сироте при живых родителях. А слезу эти дети улиц прошибать умеют: у них то мамка пьет и хлеба купить не на что, то еще что-нибудь хуже этого. И ведь вполне возможно, что именно этих беглецов разыскивает сегодня бийская милиция.
Случаи
Вот типичный пример из ее практики. В одной из семей пропал ребенок. Может быть, и сбежал, потому что мать воспитанием своего десятилетнего сына не занималась совсем, дед частенько выпивал и в такие моменты наставлял внука на путь истинный посредством увесистого кулака.
Мальчонка действительно сбежал. Его бега длились месяц и сопровождались ночевками в подвалах и недостроенных зданиях, дневным попрошайничеством, «навар» от которого и помог пацану выжить. Милиция его разыскала, теперь он живет в другой семье — второй семье своего отца.
А нынче произошел подобный случай, только потерялась четырнадцатилетняя
Жила бы, наверное, и дольше, да по телевидению фотографию ее показали, после чего из села матери кто-то позвонил.
Если в названной истории в дорогу позвала любовь, разом затмившая девичий разум, то гражданка М. укатила в неизвестном направлении, бросив опостылевших ей двоих несовершеннолетних детей. В результате оперативных розыскных мероприятий установлено, что в настоящее время эта «бездетная» женщина проживает в свое удовольствие в Казахстане и возвращаться в Бийск не собирается.