Развитие изобразительного искусства
Двести лет назад грамотных бийчан можно было пересчитать по пальцам.
Власти насаждали в Бийске церковную «культуру». Катехизаторское училище готовило миссионеров для Горного Алтая. В училище преподавалось рисование с иконописным уклоном. Работала в Бийске иконописная мастерская.
После разгрома революции 1905–1907 годов в Бийск были сосланы ее участники. Они-то и явились первыми проводниками пролетарской идеологии и более высокой культуры среди бийчан.
Появились гимназии, начали издаваться газеты, выступали профессиональные театральные труппы, открылись кинотеатры. Но основная масса горожан тем не менее оставалась неграмотной.
Коренной перелом в культурном развитии Бийска, как и всей страны, был совершен Великой Октябрьской социалистической революцией. Раскрепощение трудового народа, приход в искусство новых сил, руководство Коммунистической партии ускорили культурное строительство. Оно стало развиваться в русле социалистической культуры.
В начале 1918 года при Бийском Совдепе уже работала культурно-просветительная секция. Тогда же возникает Алтайский народный университет с большой художественной студией, сыгравшем значительную роль в становлении культуры.
Дореволюционный Бийск, грязный провинциальный город, город мещан и лавочников, не имел профессионального искусства.
Мы не знаем имен художников, живших в Бийске до начала XX века. Только в 10- 20-е годы в городе стали появляться выставки картин и этюдов Д. И. Кузнецова — одного из первых известных нам на Алтае и в Бийске художников. Для бийчан эти выставки были единственной возможностью знакомиться с искусством.
Изобразительное искусство начало занимать значительное место в жизни города. После временного перерыва, вызванного белогвардейщиной и колчаковщиной, в 1920 году возрождается художественная студия в Бийске, преобразованная в вечернюю художественную школу, которая просуществовала до 1925 года. Среди ее выпускников нужно отметить Бориса Чеботарева, одного из ведущих художников «Мосфильма».
В городе появилась художественная мастерская кооперативной артели — Быт», возглавляемая самодеятельным художником А. П. Марковым.
В 1942 году в Бийске выдающийся художник-сатирик Михаил Михайлович Черемных, эвакуированный из Москвы, открыл художественную мастерскую плакатов «Окна ТАСС». Продукция мастерской широко распространялась по городским предприятиям и совхозам района. Тираж отдельных плакатов доходил до двухсот экземпляров. За работу с «Окнами ТАСС». Черемных получил в 1943 году Государственную премию.
Бурное развитие художественно-изобразительной культуры города началось после Великой Отечественной войны. В послевоенный период ежегодные выставки работ местных художников стали традицией. В начале их устраивали энтузиасты во главе с Д. И. Кузнецовым и А. П. Марковым — художниками, всю жизнь прожившими в Бийске и посвятившими свое творчество природе Горного Алтая.
В первых выставках принимали участие лишь художники-любители, которые преданно и вдохновении трудились над темами родной природы, своего города. В 50-60-х годах именно творчество самодеятельных художников определяло общую картину развития изобразительного искусства в городе.
В эти же годы в Бийске появляются первые изостудии и изокружки.
Е. ЕГОРКИНА. Л. МАЛЬЦЕВ.