18
ноября
1975

К 85-летию художника Д. И. Кузнецова

Живопись

Художественная коллекция выставочного зала краеведческого музея имени В. В. Бианки, основу которой составляют живописные и графические работы художников Бийска, пополнилась новыми экспонатами — этюдами и эскизами старейшего живописца Алтая Дмитрия Ивановича Кузнецова.

Это работы разных лет, дающие зрителю возможность проследить за направлением развития индивидуально-творческой манеры письма, за методом работы над пейзажем-картиной.
Событие это в культурной жизни города тем более знаменательно, что оно совпадает с 85-летием Дмитрия Ивановича Кузнецова, нашего земляка, заложившего фундамент художественно-изобразительной культуры Бийска, Алтая.

Именитый учитель его известный алтайский пейзажист Г. И. Гуркин, жил и работал в основном в Горном Алтае, лишь несколько раз показывал свои произведения на персональных выставках в Томске, Новониколаевске (Новосибирске), Барнауле. А наш город я вовсе был мало знаком с его пейзажами. Происходило это еще до революции. Наш художник Д. И. Кузнецов всю свою творческую жизнь связал с родным городом и краем. Этим темам он отдал весь жар души художника-гражданина. Своим землякам-бийчанам и жителям Алтая адресовал он многочисленные картины, эскизы, этнографические зарисовки и живописные записи. И если Гуркин для бийского зрителя и художника — это скорее легенда, то Кузнецов — тот непосредственный художник-учитель, на произведениях которого бийчане формировали эстетический вкус, выделяя из своей среды будущих живописцев. графиков, художников-оформителей и развивая местные традиции художественно-изобразительной культуры. Он выполнял эту благородную и очень важную миссию, будучи одним из создателей художественного отдела нашего краеведческого музея в первые послереволюционные годы. Он сотрудничал с В. Сенгалевич-Копыловой как организатор и руководитель первых в городе художественных кружков и студий, был художником-педагогом, посвятившим педагогической работе с будущими художниками и учителями несколько десятков лет своей творческой жизни.

Его уроки рисования в Бийском педагогическом училище помнят, наверное, не сотки, а тысячи выпускников старейшего в крае учебного заведения. А те, в ком была искорка дара или способности, под влиянием искренней преданности искусству своего учителя навсегда связали жизнь с живописью, другими видами изобразительного искусства. На память приходят, имена Н. Мотовилова, В. Андреева, A. Маркова, М. Будкеева, B. Кораблина и многих других, кто приобщился к искусству и посвятил ему жизнь под влиянием Дмитрия Ивановича Кузнецова. Его можно с полным правом назвать первым учителем.

Дмитрий Иванович Кузнецов был также первым из числа художников Бийска и Алтайского края, принятым в члены Союза художников СССР. За заслуга в области изобразительного искусства имя Д. И. Кузнецова было внесено в первую Сибирскую энциклопедию, а в настоящее время включено в список для энциклопедического словаря «Художники СССР». И это не случайно.

Такие живописные произведения нашего земляка-пейзажиста, как «Алтайка», «Катунь» в верховьях», «Долина Аргута», «Порог Тельдекпень», «Алтай хмурится», «Март», серия «По ленинским местам» и многие другие, оставили заметный след в развитии искусств Сибири, неоднократно отмечались на краевых и всесибирских выставках изобразительного искусства. Они полюбились зрителям за правдивость отражения природы Горного Алтая и выражение доброго, теплого отношения к ней живописца, за скромность и красоту пластического решения.

Именно эти же качества обращают на себя внимание, когда просматриваешь этюды и эскизы, поступившие теперь от художника в коллекцию местного краеведческого музея.

В небольших по размеру этюдах «Осенние ромашки», «Алтайские горы в пасмурный день», «Юрта», писанных еще в дореволюционные годы, перед нами уже встает подлинный живописец. Сдержанный бархатистый цвет, организованный в теплую серебристо-пепельную гамму, прекрасно передает своеобразную серо-голубую и синюю дымку Алтайских гор.
Этюды-композиции тридцатых годов, выполненные в технике темперы. «Весной на Катуни», «Долина Катуни. Вид с горы Иткая», «В вершине Аноса», «Вечер в горах» могут послужить хорошим материалом будущим исследователям композиционных поисков Д. И. Кузнецова.

Ну, а такие этюды маслом, как «Семинский белок», «Радуга», «Урочище Касту», «Юрта в Аскате», все того же периода 30-х годов помогают понять истоки картин с элементами национального быта, в частности знаменитой «Алтайки». В заключение хочется пожелать, чтобы работники музея быстрее познакомили бийчан с новым пополнением художественной коллекции.

Г. ПРИБЫТКОВ.