11
сентября
2007

Отчет об экспедиции Демидовского фонда в Горный Алтай

За последние несколько лет Бийским отделением Демидовского фонда (директор В. Буланичев) были организованы исследовательские экспедиции в отдаленные уголки Горного Алтая, Колывани, Змеиногорска, ряда сельских районов, в старинные села и деревни Алтая.

Программа «Наследие»

Только в этом году в рамках научно-просветительской программы «Наследие» фондом были проведены две широкомасштабные экспедиции по территориям Республики Алтай и Алтайскому краю, участники которых проехали по интересным местам около трех тысяч километров…

С этого номера газеты мы начинаем публикацию материалов об одном из маршрутов, в ходе которого был собран богатый материал об истории Чуйского тракта, археологических, исторических и природных памятниках Горного Алтая.

Хмурое и дождливое утро, сменившее, казалось, нескончаемую череду знойных дней, не помешало нашему приподнятому настроению. Все участники экспедиции жили общим стремлением — быстрее попасть в страну чарующих пейзажей и находились под воздействием магического ощущения от предстоящей встречи с неизвестным, напоминающим нечто из области фантастики. Ведь основной точкой для исследовательской работы на несколько дней запланирован район знаменитой на весь мир главной писаницы Горного Алтая — Калбак-Таш. В планы входила и работа по копированию наскальных рисунков в окрестностях реки Большой Яломан, посещение Красных ворот, подъем на Улаганский перевал.
Традиционно экспедиция в Алтайские горы берет старт от монумента изыскателям, строителям, шоферам, который был построен в 2002 году, к 80-летию Чуйского тракта. Несколько минут на уточнение предстоящего маршрута, обмен первыми впечатлениями, и вот уже шустрая «Газель», управляемая опытным водителем Василием Петиным, уносит нас в дальний путь…

За окнами мелькают знакомые пейзажи, остаются позади села и поселки. Нужно сразу отметить, что Чуйский тракт со времени нашей последней экспедиции в эти края претерпел большие изменения. Все его расстояние более чем в 600 километров, от Бийска до Ташанты, представляет собой идеальное дорожное полотно. Сегодня многие дороги в Горном Алтае, строительство которых идет по общегосударственной программе «Дороги России», становятся надежной и комфортной связью между крупными населенными пунктами.

От Маймы серо-черное полотно дороги все более углубляется в череду высоких гор, склоны которых чаще и чаще начинают прижимать ее к стремительной неумолкающей Катуни, которая на протяжении 665 километров по узкому скальному руслу несет свои серо-зеленоватые воды к слиянию с красавицей Бией, чтобы дать начало великой сибирской реке — Обь…

История Чуйского тракта уходит на несколько столетий назад, когда его началом стала горная и опасная тропа через Катунскую и Чуйскую долины, проехать по которой можно было только на верховой лошади. Первые сведения о Чуйской тропе в русских записях датированы 1788 годом. Все годы истории этой дороги, связавшей Россию с Монголией, она служила началом пути для многих научных экспедиций к большим исследованиям и открытиям природных и археологических памятников.

С вхождением алтайских племен в состав России в 1756 году активизируется завоз товаров в Горный Алтай для обмена на пушнину, шерсть и другие виды сырья. Особый размах эта деятельность получает с появлением русских поселений за казачьей линией, относящейся к Бикатунской крепости. Однако все сложнее и сложнее было доставлять грузы по узкой горной тропе в глубь Горного Алтая. Появилась и необходимость в создании перевалочных пунктов. Первым таким из них стал обустроенный купцом Шебалиным. Его заимка в двухстах километрах от Бийска постепенно превратилась в крупное селение, давшее основу нынешнему райцентру — Шебалино. Позднее такие пункты появляются в Топучей, Онгудае, Кош-Агаче. В 1870 году купцы А. С. Смирнов, В. А. Гилев, И. П. Котельников, Г. Г. Бодунов с целью открытия своей торговли пересекают границу с Монголией, а спустя некоторое время — и с Китаем…

Поистине сказочный уголок у горного источника Аржан-Суу (Золотой Ключ) являет собой место паломничества тысяч пеших и автотуристов. Даже и в этот дождливый день здесь столпотворение. Едва-едва удается припарковать автомобиль.

Состав

Наша экспедиционная бригада, в составе которой ее руководитель директор Бийского отделения Демидовского фонда Виктор Буланичев; член Союза дизайнеров России профессиональный художник Сергей Бурманов; кинооператор заслуженный работник культуры РФ Геннадий Нечаев; специалист Бийского отделения Демидовского фонда Дионис Буланичев; аспирант БПГУ имени В. М. Шукшина Михаил Нечаев и ваш корреспондент Юрий Верещагин, после небольшой разминки разбегается ненадолго поглазеть на сувенирные палатки, а если позволит карман — приобрести недорогие подарки близким и знакомым. Цены, конечно, кусаются. Да и не удивительно — весь расчет ставится на богатых иностранцев и состоятельных российских туристов — тех и других в Горном предостаточно. Видимо, уже некоторым приелись альпийские красоты, вот и мчат на Алтай за экзотикой, как говорится, со всех волостей, ближнего и дальнего зарубежья.

Уже в автомобиле Сергей Бурманов хвалится необычным приобретением на день рождения внучки — национальным музыкальным инструментом комусом. Так что весь оставшийся многочасовой путь ехали в сопровождении алтайских национальных наигрышей. Новоиспеченный «музыкант» упорно пытался освоить этот оригинальный инструмент. Что, конечно, у слушателей породило немало острых и забавных шуток.

Потребность в строительстве дороги, позволяющей перевозить грузы в конных повозках и устранить так называемые гиблые места, в начале 80-х годов XIX столетия привела к проведению первых изыскательских работ на всем протяжении Чуйского тракта. Началось его капитальное строительство. В 1901 году приступают к строительству участка дороги от Шебалино до Кош-Агача. Всего на нем было занято вместе с командированными из шестой московской саперной бригады офицерами и нижними чинами более двухсот человек. В 1903 году строительство дороги на этом участке было окончено. А годом позднее введена в эксплуатацию телеграфная линия между Бийском и Кош-Агачем.

Недалеко от въезда в знаменитое село Манжерок, где в 1967 году состоялся фестиваль советской и монгольской молодежи, установлен памятник исследователю и проектировщику Чуйского тракта В. Шишкову в честь 100-летия со дня его рождения.

Справка. В. Я. Шишков родился в 1873 году в Бежецке Тверской губернии в семье небогатого купца. Окончил Бежецкое горное училище и Вышневолочковское училище кондукторов путей сообщения. В 1894–1915 годах находился на службе в Томском округе путей сообщения. Являлся руководителем экспедиций, исследовавших трассу Обь-Енисейского канала, водные пути на реках Чарыш, Чулым, Иртыш, Бия. Впоследствии В. Шишков стал известным русским писателем, перу которого принадлежат такие крупные произведения, как «Угрюм-река», «Емельян Пугачев». Алтайская тема нашла отражение в рассказах и повестях «На Бии», «Чуйские были» (1914 г.), «Страшный кам» (1919 г.), «Алые сугробы» (1925 г.).

В 1913 году на Алтай прибывает экспедиция под руководством В. Шишкова, техника путей сообщения для составления проекта дороги. В 1916 году он был завершен. Проект предусматривал три варианта дороги. К осуществлению был принят второй — ныне существующий тракт, правда, с небольшими изменениями. Кому приходилось бывать в бийском музее Чуйского тракта, невольно обращают внимание на массивные папки с металлическими обложками. Это чертежи проектов, выполненные рукой В. Шишкова. Поражают точность, аккуратность и скрупулезность, с которыми выполнен этот колоссальный труд.

Глубокой ночью сильный и непонятный шум будит всю бригаду. Сразу и не ясно, что происходит за пределами палаток, которые едва удерживают от ветра крепкие растяжки. Пытаясь выбраться из спальников, сразу почувствовали — мы буквально плаваем в своих матерчатых жилищах.

Кто бывал в горах в суровую непогоду, тот поймет наше унылое состояние. В мощных потоках ливня исчезли очертания гор. Струи дождя, кажется, отскакивают от земли и, поднявшись вверх, вновь яростно опускаются на все окружающее. Ураганный ветер и ослепительные вспышки молний усиливают жуть.

Хмурое и прохладное утро с дождем, до нитки промокшая одежда — не лучший повод для хорошего настроения. Чтобы хоть немного почувствовать себя комфортнее, из целлофановых пакетов «сочиняем» нечто в виде накидок, а чтобы не хлюпать в мокрой обуви — из пакетов же делаем бахилы. Как же мечталось в эти минуты о теплом очаге, сухой одежде и уютных сапогах.
Временное затишье используем для обследования мест с петроглифами, однако для видео-, фотосъемки, а тем более для сканирования, условия весьма неподходящие. Чувствуем, что теряем драгоценное время. Погода в этот день так и не стала нашим союзником.

Улаганский перевал

Через ночь долгожданное тепло раннего утра приподнимает настроение и настраивает на плодотворную работу. Сегодня намечаем посещение интересных мест: Красные ворота, Мертвое озеро, Улаганский перевал. У рабочего поселка Акташ, где располагается сейчас алтайский пограничный отряд, налево от Чуйского тракта, лента которого стремительно убегает в сторону российско-монгольской границы, мы берем направление на Улаганский перевал. Своеобразной визитной карточкой здешних мест служат удивительные по красоте скалы, называемые за свой необычный окрас Красными воротами.

Мертвое озеро

Недалеко от них, в низине гор, лежит поражающее глаз суровой и холодной красотой Мертвое озеро. Алтайский живописец Г. Чорос-Гуркин был настолько очарован величием этого уголка, что итогом впечатлений стало написание известной картины «Озеро горных духов». В ней он сумел передать национальный колорит, а писатель-фантаст И. Ефремов повествует о нем в одноименном литературном произведении. Чейбек-Коль (Мертвое озеро) — называет его коренное население. Уже несколько десятилетий ученые пытаются раскрыть его тайну, т. е. отсутствие жизни в воде и на прилегающей территории.

Одна из версий — повышенное содержание ртути в воде, хотя по некоторым лабораторным анализам — в пределах нормы. Рыба в озере полностью отсутствует, и ученые сходятся во мнении, что ее здесь никогда и не было. Однако удалось же гидробиологам несколько лет назад оживить аналогичное озеро Сарну-Коль, что в 12 километрах от Мертвого озера. Теперь здесь и кемпинги, и палаточные городки, и довольные удачей рыбаки. А в округе защебетали птицы.

Пока двигались по 20-километровому извилистому подъему на вершину Улаганского перевала, погода менялась несколько раз, цветущие долины и склоны сменила тундра. Болотистая почва и каменистые отвалы покрыты мхом да лишайниками. Каскад голубых озер, отражающий далекие заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта, придает пейзажу неповторимость и особое очарование.

…На 728-м километре автодороги Новосибирск — Бийск — Ташанта, среди широкой распадины, виден высокий гранитный столб. Бал-бал с высеченным человеческим лицом, выбитым мечом, и древними письменами — свидетель событий далеких исторических дней. Предки устанавливали их рядом с курганами — местом захоронения знатных вождей или в честь павших воинов. Но как и всюду, здесь от кургана осталось лишь одно основание…

Это место интересно еще и тем, что долину с северной стороны обрамляют безлесые высокие скалы, своим вертикальным сложением пород создающие фантастическую картину. Михаил Нечаев, ловко взобравшись на небольшой отвес, начинает скрупулезно обследовать каждый срез скалы. Проходит довольно значительное время — и радостный возглас: «Во, нашел!». С трудом взбираемся на небольшую каменистую площадку, и перед взором — массивная стенка с изображением животных, сценками охоты, колесницей. В отличие от калбакташ­ских петроглифов, имеющих стилизованный облик рисунков, эти более лаконичны, приближены к естественному изображению тех же оленей, маралов и других животных.
— Эти рисунки относятся к периоду палеолита, — поясняет М. Нечаев. — И что характерно, в каждый петроглиф заложен определенный смысл, определенная информация.

В ходе большой работы по сохранению животного мира, историко-культурного наследия и открытию особо охраняемых территорий и объектов в Республике Алтай их создана целая сеть — Алтайский и Катунский заповедники, четыре заказника, зона покоя Укок, природный парк Белуха, более 120 памятников природы. Пять территорий в 1998 году получили статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вот и очередная экспедиция была организована в одну из этих особо охраняемых территорий — природно-хозяйственный парк Чуй-Оозы, где и находится знаменитая на весь мир уникальная писаница Калбак-Таш. Ее первооткрывателями считают себя некоторые исследователи археологических памятников Горного Алтая. Однако, следуя исторической справедливости, уместно будет считать ее первооткрывателем самобытного алтайского художника Г. Чорос-Гуркина. В республиканском краеведческом музее имени А. В. Анохина хранится альбом рисунков Гуркина под названием «Писаницы». Самая ранняя дата рисунков относится к 1912 году. Однако имеются сведения о более ранних копиях петроглифов, сделанных Гуркиным в длительных поездках в 1902—1903 гг. в долины Катуни и Чуи.

Художником запечатлены петроглифы на Бичикти-Кая близ с. Иня, на скале Калбак-Таш с. Иодро и в районе реки Аргут. Более поздние рисунки помечены 1930 годом и сделаны на скальных срезах Бичикту-бом, находящихся между селами Каракол и Боочи. Г. Чорос-Гуркин делал зарисовки петроглифов карандашом на обычной писчей бумаге в произвольном масштабе, выбирая из общей массы понравившуюся композицию. Главное достоинство зарисовок и эскизов — их достоверность, свойственный Г. Гуркину реализм.

К настоящему времени часть наскальных рисунков погибла. К сожалению, приходится констатировать такой факт утраты археологических памятников, как их засыпание при ремонтных работах на Чуйском тракте.

Интенсивное разрушение петроглифов происходит и по природным факторам. В последнее время наметилась тенденция к скалыванию наскальных рисунков не только заезжими «туристами», но и местными жителями с целью их продажи. Поэтому многие ученые высказывают опасение, что в ближайшее время комплекс будет безвозвратно утрачен не только для науки, но и будущих поколений.

Сейчас проводятся работы совместно с сотрудниками многих музеев по сохранению этих уникальных памятников. Это входило в задачу и нашей экспедиции.
Сохранить наскальную живопись пока возможно лишь сканированием копий по специальной технологии, не приводящей к ее даже малейшему повреждению, фото- и видеосъемкой.

Петроглифы Калбак-Таш

Петроглифический комплекс Калбак-Таш, где находится более трех тысяч рисунков, относится к редчайшим археологическим памятникам планеты. Алтай ставят в один ряд со всемирно известными регионами, где обнаружены наскальные рисунки, такими, как Сахара, Индия, Центральная Азия, Монголия. На Алтае зарегистрировано более 200 мест их нахождения.

«Одним из труднейших вопросов изучения петроглифов остается определение даты их создания и, самое главное, расшифровка, т. е. прочтение их содержания.
Многочисленные рисунки древних не только запечатлели различные бытовые сцены — перекочевка, охота, война, но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний.

В массе своей петроглифы — это наглядное свидетельство того, что Алтай в бронзовом и ранних веках был очагом мощных культур, имевших свои творческие школы, эстетические и мировоззренческие каноны». (Б. Кадиков. «Коллекция: петроглифы Алтая», 2003 г., г. Бийск).

Утро августовского дня дарит нам поистине рериховские пейзажи. Темная синева гор в сочетании с розоватыми заснеженными вершинами, озаренными лучами раннего солнца, придает необычайную прелесть всему окружающему.
Однако на душе немного грустно.

Вот и закончилось наше почти недельное пребывание в этом удивительном уголке большой горной страны.

… Маленькая Швейцария, жемчужина России, роза мира — такими эпитетами охарактеризован сегодня Алтай. И в нашем понимании это — единое географическое пространство, не делимое на Горный Алтай и Алтайский край. Сгусток историко-археологических и природных памятников на их территориях влечет сюда ежегодно огромное количество туристов и просто отдыхающих. С одной стороны — чувство гордости за уникальный уголок России, с другой — обеспокоенность за сохранность того, что нам щедро подарили природа и история.

Во время экспедиционных поездок в отдаленные места Алтая изумляешься порой поистине варварскому отношению людей к природным и археологическим ценностям. Развитие туристической деятельности в наших местах ведет к заметному ухудшению экологии. Особенно страдают от засилья кемпингов, баз отдыха, гостиниц и всевозможных приютов береговые зоны Катуни, Бии, Чуи, Телецкого и Манжерокского озер. Кто оспорит факт, что активное строительство в зонах отдыха идет с явными нарушениями закона о природоохранной деятельности. По закону прибрежные участки рек и озер должны быть общедоступными.

Недавно в «Алтайской правде» прошла информация о том, что в Республике Алтай будут снесены все заборы, перекрывающие свободный проход к Катуни, которыми многочисленные владельцы прибрежных турбаз перегородили береговую территорию.

Но особо беспокоит другое: многие излюбленные места отдыха все более превращаются в огромные мусорные свалки. По сообщению РИА «Сибирь», только в этом году в Горном Алтае побывало уже более 800 тысяч туристов. На самом же деле эта цифра гораздо больше.

Недавно один из знакомых, вернувшийся с московскими гостями с Телецкого озера, был крайне возмущен тем, во что превратили отдыхающие жемчужину Алтая: «Буквально ступить некуда. Как в городе после больших праздников — горы бутылок, пакетов, бумаги… Стыдно было перед столичными ребятами за такую «любовь к природе».

А мне вспоминается другой факт. Два года назад, приехав на крупный праздник в Турочакском районе, поспешили разбить палаточный городок на берегу теплой и красивой реки Лебедь и были просто поражены чистотой берегов.

Еще более удивило то, что стараниями местной лесоохраны здесь сделаны разметки для палаток, установлены новенькие навесы для отдыха, туалеты и емкости для мусора, оборудованы кострища.

Через год, в очередной приезд, ожидало полное разочарование. От былой благоустроенности остались лишь остовы да головешки от строений… и пакетно-бумажные пейзажи. Все это с болью воспринимают местные жители.

В одной из наших бесед хранитель Калбак-Ташского петроглифического комплекса И. Н. Саналов поведал: «Многие исторические и археологические памятники в Горном Алтае являются святыми (сакральными) местами для коренного населения. И здесь нужно вести себя достойно — громко не разговаривать, не смеяться, а тем более — не сквернословить. И самое главное — не оставлять мусор. По алтайским поверьям, все это может вызвать недовольство злых духов с определенными последствиями. Я могу привести много примеров их гнева…» В этом нам удалось убедиться несколько лет назад, когда на Улаганском перевале один из членов экспедиции устроил «клоунаду». Через какое-то мгновение среди жаркого лета разразилась сильнейшая пурга…

Особо Иосифа Николаевича беспокоит состояние мест с древними наскальными рисунками, которым несколько тысячелетий. Со временем они утрачиваются в силу природных факторов: от разрушения горных пород, зарастания лишайниками. Но немалый урон этим уникальным памятникам археологии наносят и многочисленные «любители экзотики». Они любым способом стараются оставить многочисленные «автографы» на местах нахождения петроглифов. В ход идут краска, отвертки, камни. Все это, конечно, воспринимается с глубокой болью в душе: когда же мы научимся беречь то бесценное, что даровано нам природой и нашими предками?