17
марта
2005

Музыка «Калинового моста» — это определенный сепаратор

интервью с Дмитрием Ревякиным (группа Калинов Мост) от 17 марта 2005 года

дмитрий ревякин

Дмитрий Ревякин. фото watman.ru

— Дмитрий, вы только что с гастролей. Как прошли ваши концерты в Одессе?
Дмитрий Ревякин: — Все прошло отлично. Мы играли в украинском театре, был полный зал. Программа была составлена из песен нового альбома, который вот-вот должен выйти и, естественно, из известных песен.

Калинов Мост

— Творчество «Калинов Мост» вы определили как современные казачьи песни. Как вы относитесь к современному возрождению казачества?
— Современное казачество я не видел. Я отношусь к ним как к ряженым. Это официальная, государственная программа. Я же себя с этим государством не коррелирую.

— «Рок на быстрой реке-99», «Катунь-2000». Что вам запомнилось, Дмитрий, из фестивалей?
— Только как организаторы обманули всех музыкантов. (всем участникам рок-фестиваля «Катунь-2000» не был выплачен гонорар — примечание DailyBiysk.ru) Положительно то, что со всей страны приезжали люди, которые, во-первых, увидели Алтай, это самое главное,

справка

Википедия

Дмитрий Александрович Ревякин
русский музыкант, поэт, композитор
группа «Калинов мост»
Родился: 13 февраля 1964 г.

и потом рассказывали об этой красоте у себя дома. А если говорить об остальных нюансах и неурядицах, то они, как правило, присутствуют в любом фестивале. И в том числе и нечистые на руку люди, которые приложили к этому свой «интеллект».

— Вы играли в оркестре на бас-балалайке. Какое из произведений, исполняемых оркестром, вам запомнилось?
— Первое, что вспоминается навскидку, это «Грезы» Андреева.

— Дмитрий, вы сказали, что хороший музыкант не может быть плохим человеком. Какой смысл вы вкладываете в слово «музыкант»?
— Музыкант, если у него есть дар от Бога, должен постигать волю Божью и следовать по этому пути так же, как и человек.

— Внутреннее зрение должно сопутствовать музыканту?
— Внутреннее зрение — роскошь, которой Господь наделяет далеко-далеко не каждого.

— У вас слишком высокие требования к музыке, к людям. Это помогает или мешает? Чем привлекательна для вас означенная позиция в жизни?
— Мне, конечно, помогает. Это определенный лакмус, который дает возможность разбираться в людях. Сейчас мне достаточно услышать одну строчку из песни, чтобы понять, куда человек клонит. Это помогает и в жизни: много всякой мишуры и суеты отлетает, и сосредоточен на одном. Мешать не может то, что стоит на библейских ценностях.

Группа

— Группа — это роскошь. Ее необходимо содержать, что порождает проблемы…
— Проблема группы не в ее содержании. Просто группа людей, которые заняты и живут одним, это, конечно, роскошь. Имею в виду группу единомышленников. Где вы в любой профессии встретите группу людей, чтобы они жили одним? Вряд ли удастся отыскать. Это очень сложно. Один живет, остальные находятся рядом и приспосабливаются, как правило.

— Сегодня нет ни пионерских костров, ни игр в лапту или казаки-разбойники среди детей. Какую ошибку допустили? За что в ответе люди искусства, в частности?
— Люди искусства в ответе за то, что всячески потворствовали тому режиму. С них это спросится и с их детей, внуков и правнуков.

— Вы сказали, что вам необходимы в творчестве люди — маленький оркестр. Дмитрий, трудно его заставить играть слаженно?
— Это как в семье. Какие-то сиюминутные дрязги, перепады настроения, неудачи, усталость. Это мелочи, но они сопутствуют любому делу. Не может же все быть гладко. Есть физические законы: синусоида, плюс-минус, расширение-сжатие и т. д. Случаются катаклизмы и вопросы, которые надо решать.

— Музыка «Калинова моста» — целевая. Но сегодня вы играете там, где удается, включая клубы. Бывали случаи, когда целевая музыка расщепляла абсолютно инертных к вашему творчеству людей?
— Я надеюсь, что наши концерты не оставляют никого равнодушными. Не обязательно это были бы положительные отзывы. Музыка «Калинового моста» — это определенный сепаратор. Мне понятно, чем я занимаюсь, давно уже занимаюсь не для себя. Для меня в детстве, школе, юности музыка была тем же самым, чем для тех же людей, как мне кажется, которые ходят на наши концерты. Она была необходима, как воздух. На «Калинов мост» не ходят из-за шоу, посмотреть, в каких штанишках лидер группы. А ходят за другим. Вот это как раз то необходимое, без чего невозможно жить.

А в клубы люди приходят обязательно «на нас». Как правило, после нашего выступления зал пустеет: никто не остается пить вино, водку или танцевать. Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что в таких заведениях мы играем адаптированную под эти заведения программу. Удивительно, но приходят именно «на нас». И огромный им за это поклон.

— Дмитрий, есть ли в творчестве некая идея, которая заведомо недостижима, но без которой не может обойтись ни один музыкант и поэт, двигающийся вперед?
— Я не знаю относительно музыкантов и поэтов. Каждый служит тому, кого он выбрал. И рукой, и мыслью каждого владеет либо бес, либо Господь. Иного не бывает. Поэтому в этом необходимо разбираться очень внимательно, тщательно. Православие — сораспятие с Христом.

— Переход к православию был связан с вашим внутренним кризисом. Вы предпочли его ритуальному язычеству. Когда, в какой момент жизни вы прошли этот свой очередной «Калинов мост»?
— Я думаю, что все мои измышления до этого, прочитанные книги, встречи с людьми, личный мистический опыт сыграли все вместе при выборе мной веры, при стабилизации, конкретизации и выборе внутренней системы координат. Весь свой сознательный путь, когда я шел, когда я начал писать песни — все это всегда надо мной довлело, и все эти три позиции, которые меня мучили, я решал всю творческую жизнь. Кто я, откуда и куда? Шел процесс самоиндификации. И, в конце концов, случилось то, что случилось. Чему я безмерно рад.

— Что положительного в аскезе? Кто в состоянии этим решением воспользоваться?
— Аскеза без внутренней сердечной молитвы будет напоминать йога-спортсмена. У йогов тоже есть различные пути, различные чакры, которые они в себе пробуждают. Здесь вопрос серьезный…

— Дмитрий, когда вы впервые задумались над буквой как символом? Кто указал вехи движения и помог в выборе пути?
— Мне помог Александр Башлачев. Когда он был в Новосибирске, он обратил мое внимание на букву как на символ в том числе. Он этим тогда занимался, интересовался непосредственно кириллицей. Я запомнил это и потом со временем подошел к этому и стал этим заниматься. Чем дальше, тем больше. Что это не просто символ, а система понятий в одном знаке и т. д. Так я дошел до рун.

О литературе

— Как было с выбором литературы?
— О рунах существует литература, которую нужно тщательно фильтровать. Есть люди, которые знают про это. Если интересно нам, то надо этих людей искать. Все взаимосвязано. Тут не только какие-то источники, которые надо читать. Тут присутствует и непосредственная устная передача.

— Ваши исследования структуры и глубины языка никак не сочетаются с выбором технического вуза.
— Почему? Элементы систематизации, конкретизации, аппроксимации — все это присутствует.

— Дмитрий, вы глубоко проникли в слово. Была ли попытка проникнуть таким же образом в звуковой ряд?
— Можно попробовать, но пока не вижу в этом необходимости. Я читал об этом в различных изданиях, которые продаются на лотках: какой цвет у каждой октавы или звука, но это на уровне информативности.

— Ваше выступление в сентябре 1987 года многим запомнилось употреблением со сцены слов, которые не употребляли тогда на сцене. Изменилось ли с годами ваше отношение к подобным словам, произносимым с «лобных мест»?
— Да оно и тогда было отрицательное. Тот случай можно отнести к моменту эпатажа, экзистенции. Отношение и в те, и в эти времена было, осталось одним — негативным.

Вам нравятся группы, имеющие собственную идеологию. Но вам, вы сказали, нравится «Рамштайн» (Rammstein). Вы считаете, что у этой группы есть своя идеология?
— Мне кажется, что да. Она хорошо выражена в звуке и в самодисциплине. У них, я думаю, идеология — как обмануть шоу-бизнес. Лично с ними незнаком. Видел какие-то выступления, они меня «вставляют».

— Не было попытки проникнуть в их тексты?
— Я не знаю их язык. Если кто переведет, то… В Германии сложно с этим делом. Там засадят в тюрьму за различные языковые обороты или жесты… Не так, как у нас.

Юность

В свое время вы перепели множество дворовых песен…
— Не множество. Те, что тогда играли, какие достались на мое школьное время.

— Помните ли вы какие-либо из них? Поете хотя бы в кругу близких вам людей?
— Некоторые помню. Это же детство! В нем все хорошо запоминается. Но пою иногда, про себя. Или вслух чуть-чуть — это все зависит от настроения.

— Очень много в жизни человека играют книги. Дмитрий, что бы вы посоветовали взрослым, чтобы у них дети полюбили чтение?
— Может быть, читать вместе с ними. Моя мама не прилагала никаких усилий. Я как начал читать с шести лет, так и продолжаю до сегодняшнего дня. Сложно что-то сказать. Мой ребенок читает, хотя он при этом пользуется компьютером и Интернетом.

Коровий остров в Новосибирске

— Можете ли вы рассказать о Коровьем острове? Кто устраивал эти ежесубботние выезды?
— В юности все легко. Мы просто ходили туда отдыхать, купаться. В наше студенчество там был понтонный мост. Сейчас его нет. Но туда ходили не только студенты, ведь Новосибирск — рабочий город. Ходили второкурсники, первокурсники, старшекурсники, которые жили в одном общежитии, которые вместе ходили на субботники, походы, играли в футбол. Все, чем мы занимались, там было. Никаких изотерических подтекстов в этих выходах не было, кроме того, что кто-то пытался строить коммунизм, а кто-то нет.

— «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Дмитрий, что необходимо уяснить пытающемуся донести свою мысль через слово музыканту, чтобы его слова пошли во благо?
— Почему не дано предугадать? Я здесь с Тютчевым не согласен, хотя его очень уважаю. Но в этом не согласен. «Как слово наше отзовется»… Как раз все понятно, как оно отзовется. Просто куда оно упадет? Вот в чем вопрос. На какую почву?
А музыканту необходимо разобраться, кто водит его рукой. Либо Сатана, либо он на пути к Господу. Для этого, к примеру, надо начать читать Библию, чтобы понять, с библейскими ценностями скоррелируется его слово или нет, совпадает? Что его будит, что заставляет писать, бросать все, хватать ручку, брать гитару в руки и напевать мелодию? Просто ли это самолюбование или что-то высшее? А высшее кто? Бес или Ангел? И пошло-поехало… Много фильмов, которые помогают разобраться в своих движениях души. Что такое душа? Душа всего лишь растворена в крови. А есть ли при этом Дух? Да, много кругом литературы, как правильно написать предложение, овладеть формой стиха, сонетной формой, научиться прозаическое произведение написать. Но что за этим стоит? Просто литература? Или дух тоже присутствует? Или конкретный сатанизм? И не просто разобраться с этим, а постоянно преодолевать плохое, потому что мы изначально рождены с первородным грехом. Этот первородный грех надо избыть в себе, стать святоносным, как Адам.

— Нет ли у вас желания создать не ансамбль «Калинов мост», а оркестр? Были у вас желания обратиться к крупным формам, как-то сюита?
— У нас есть ряд произведений, которые достаточно сложны по форме. Поживем — увидим. Может, будет и оркестр. Все стремительно меняется.

Как вы считаете, чем вы можете помочь подрастающему поколению выбрать правильный путь?
— Могу помочь так, как и мне помогли в свое время различные группы, пусть сегодня я и не рассматриваю их как союзников. Музыка, ритм — это передовая. Она проходит через сердца подрастающего поколения, она страшнее всех стингеров и всего остального. Недаром так зомбируют население именно при помощи музыки, MTV, с помощью формата. Вот этим я могу помочь. Показать, что есть другое. Показать, что слово может быть другое. Не только слоганы, а действительно СЛОВО. Показать, что мелодика может быть другая. Что за этой мелодикой стоит НЕЧТО. А если в это НЕЧТО окунешься, то поймешь его бесконечность, вертикаль к Господу Богу. И очень надеюсь на это, и в первую очередь испытываю это на себе.

— Музыканты вашей группы изначально взяли курс на славянскую культуру, фольклор?
— Это кажется, что человек что-то выбирает. Его выбирают, предизбирают. С одной стороны, это закономерно, а с другой, и человек делает какие-то усилия. Всем дано, но не все пользуются.

— Каждый выбирает из множества путей один…
— Да путей всего два. Один к Сатане, другой к Господу.

— Но много развилок. И мы двигаемся от одной развилки к другой.
— Да, но там уже от ангелов зависит. С тобой они или бесы, которые тебе подсказывают куда идти. Просто ситуация такая, что не надо расстраиваться, даже если бесы подскажут. Чего только в жизни не бывает.
А никакого курса на славянскую культуру и фольклор никто не брал, никто не решал. Все это было естественно и органично для нас. Мы это исполняли и продолжаем исполнять. А задача про славян… Я вообще не могу слышать про славян, про эту смесь с гуннами. Эта тема, насчет славянизма, по-моему, мощно пошла с Романовых. Или позднее, когда пошло евразийство, и в отместку ему панславянизм. Я себя не отношу к славянам. Я себя отношу к казакам. Славяне — смешанное население, которое появилось в конце IV—V вв. после нашествия гуннов, незаконнорожденные.

— Ваши пожелания посетителям сайта «Интернет-Издание ПроРок» и поклонникам «Калинов Мост»
— Первое пожелание — быстрее встретиться. А второе — стяжать волю Божью и следовать ей. Сейчас Великий пост. Поститься, молиться, бороться. Слушать Господа Бога в себе и тех людей, которым Господь потворствует, и чьими устами говорит Он.

Беседу вел Евгений Гаврилов