7
августа
2014

Правда о контрактах в рекорд-индустрии

Не секрет, что контракт между группой (исполнителем) и рекорд-лейблом — это обручальное кольцо на долгое время. Проблема часто заключается в том, что далеко не каждый исполнитель способен разобраться, что же на самом деле написано в контракте. Пунктов слишком много, язык трудный и скучный.

Синди Лаззари (Cindy Lazzari), адвокат, специализирующаяся в музыкальной индустрии, рассказывает: «Когда люди приносят мне контракты, которые предлагают им лейблы и начинают читать их со мной, они бывают просто ошеломлены: «Мы собирались подписать это, потому что многие так делают,« — говорят эти молодые музыканты. Часто они подписывают все условия и потом жалуются всю жизнь».

Заключаем контракт

Контракт напоминает обручальное кольцо, то не так-то просто найти для группы такую «невесту»-лейбл, с которой можно счастливо прожить всю жизнь.
Допустим, вы (группа, исполнитель) заключили контракт. Теперь вы идете в студию и записываете альбом. Лейбл будет распространять его. Люди будут его покупать. С этого момента в ваш карман двумя небольшими струйками начнут капать деньги. Первый источник доходов-от проданных экземпляров кассет и CD, royalty (или «доля исполнителя»).

Доля артиста

Доля артиста обычно составляет около 13–14 процентов от розничной цены альбома (то есть от суммы, которую платит человек, покупающий в магазине ваш CD). Редко, когда этот процент больше; чаще — меньше. Типичный пример: группы Damnations и Prescott Curlywolf во время заключения контракта с Mercury records вынуждены были согласиться на 13 процентов роялти. Как и все остальные пункты контракта, роялти — предмет торга. Если лейбл заинтересован в исполнителе, то есть смысл отстаивать свои условия. Группой Dangerous Toys (ныне «покойной») после успеха в 1988 г. интересовалось так много лейблов, что они вытребовали у Columbia для себя 15 процентов роялти — редкий случая для начинающей группы.

Роялти

Роялти — далеко не простая вещь. Если группа для записи альбома решит пригласить известного продюсера, то оплата его труда будет вычтена из доли музыкантов. Допустим, продюсер согласился работать за 2 процента. Следовательно, на долю исполнителей остается уже 12 процентов от первоначальных 14.
Имеются многие хитрости, которые позволяют лейблам уменьшить долю исполнителей:
Во-первых, часто в контрактах ставится условие, что роялти начинают выплачиваться, если продано не менее 85 процентов первоначального тиража альбома. Это пережиток «виниловой» эпохи музыкальной индустрии. Во время перевозки виниловых пластинок на корабле через океан они иногда повреждались, и дистрибьюторы отказывались продавать бракованные диски. В те времена обычным делом было до 10 процентов брака в тираже. Несмотря на то, что с тех пор технология изменилась, лейблы не собираются отказываться от старых пережитков.

Во-вторых, часто лейблы передают дистрибьюторам 2 диска дополнительно к каждым 10 дискам. Эти два CD предназначены для свободного распространения и организации рекламы на радио, ТВ и в печатной прессе. Таким образом, передавая дистрибьютору 12 CD, лейбл плати исполнителю роялти только с 10 СD. Это зафиксировано в контракте, несмотря на то, что многие лейблы имеют собственную сеть продаж. Фактически так лейбл отнимает 20 процентов от законной доли музыканта.

И, наконец, вся упаковка-пластмассовая коробка, буклет и его оформление, собственно «кругляшок» CD-стоят денег. Обычно за всй это лейбл вычитает в свою пользу 25–30 процентов от розничной цены альбома. На самом же деле упаковка и дизайн альбома стоят гораздо меньше.

Майлз Дзунига (Miles Zuniga), гитарист группы Fastball: «Это, друзья мои, то, что называется „стандартными условиями“ музыкальной индустрии. Попросите своего юриста изменить это в контракте, и он вам ответит — это же общепринятые правила! Эти правила означают правила для вас, но не для Мадонны. Поэтому лейблы оказывают нажим на исполнителей и не слишком переживают из-за этого, потому что все принимают эти условия. Если вы станете такими же знаменитыми, как Мадонна, вы сможете попробовать изменить условия в свою пользу».

Аванс лэйбла

При внимательном изучении вопроса становится видно, что группе очень сложно получить сколько-нибудь серьезные суммы за счет роялти. Почему так происходит? Потому что лейблы опутывают исполнителя всяческими авансами. Все авансы впоследствии вычитаются из тех же 13–14 процентов роялти. До тех пор, пока лейбл не вернет себе все авансы, исполнитель не получит ни копейки.

Конечно, если вы — сверхпопулярный исполнитель, вы можете получить от лейбла некий бонус (безвозвратный аванс). Но это — редкость даже среди суперзвезд. Обычно авансы выплачиваются исполнителю после заключения с ним контракта и выдаются на запись альбома. Конечно, невозможно ежедневно записывать в студии альбом и при этом еще где-то работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Но вовсе не обязательно тратить весь аванс. Лучше отложить часть средств на будущие нужды и положить их в банк.

Съемка видеоклипа

Съемки видеоклипов — еще одна удавка на шее исполнителя. Дэвис Макларти (Davis McLarty): «Мы со своей группой потратили 80 000 $ на один клип. Это было ужасно глупо с нашей стороны. То же самое мы могли бы снять за 2 000 $». Эти суммы также вычитаются из доли исполнителя.

Еще одна статья авансовых расходов — организация и проведение гастрольного тура группы. Для тура в поддержку своего дебютного альбома «Make Your Mamma Rroud» группа Fastball получила от своего лейбла Hollywood Records около 100 000 $.

Гитарист группы жалуется: «Это может показаться гигантской суммой, но она выплачивалась частями в течение гола гастролей, и если сравнивать ее с бюджетом фильма Dumbo Drop-2, то для Hollywood Records и их владельца, компании Disney, это не такие уж большие деньги».

Возможно, это смешная сумма для Disney, но очень серьезная для группы. После записи и обкатки в турне двух своих первых альбомов долг этой группы перед лейблом составил около 500 000 $. К тому же, лейбл обвинил музыкантов в том, что они не сделали ничего, чтобы погасить этот долг. «Они все время тратят на вас ваши же деньги, — говорят музыканты, — «На обеды, бары, все что угодно. Допустим, вы берете своих друзей-подруг… и тратите на них целых 1500 $ — на обед, выпивку и развлечения».

В свою защиту лейблы заявляют, что идут на риск, заключая контракт с группой. Большинство альбомов продается плохо. Ежегодно в мире выходит более 30 000 наименований новых альбомов. Менее 1 процента продаются тиражом более 1 000 000 копий). По данным компании SoundScan, в 1995 г. всего было выпущено 146 724 наименований альбомов. 91 процент из них был продан тиражом менее 5000 копий. Разумеется, эти цифры весьма условны, так как в число выпущенных альбомов входят и такие, как «Dark Side Of The Moon» группы Pink Floyd, который продается уже более 30 лет.

Ещё одна проблема — собственность на мастер-запись альбома. Когда группа Spoon заключила контракт с Elektra records, они узнали, что записанный альбом им не принадлежит: «Мы сказали, что хотим получить мастер-запись после окончания сведения альбома. «О кей, — ответили нам, — Когда рак на горе свистнет. Что еще хотите?»

Конечно, и из этого правила есть исключения. Если лейбл разорвал с вами отношения и не имеет на вас планов, вы сможете получить все свои записи назад.
Таким образом группа Prescott Curlywolf смогла получить у лейбла Mercury свой первый альбом «6ix Ways To Sunday»: «Мы пригрозили, что подадим на лейбл в суд. Это не входило в их планы, они не хотели тратить на нас время и отдали нам мастер-фонограмму».

Когда лейбл заключает с группой контракт, он обещает создать, разрекламировать и продать продукт — альбом группы. Но нет никаких гарантий, что лейбл выполнит все эти условия. По словам музыкантов, на раскрутку альбома «6ix Ways To Sunday» лейбл потратил всего 400 $. Эти деньги были использованы на постеры и на организацию 7-дневного концертного тура. Но после успеха последующих альбомов группы «6ix Ways To Sunday» был переиздан и принес группе некоторую прибыль.

Однако дело с контрактами вовсе не так безнадежно, как может показаться. Несмотря на то, что условия контрактов не очень-то дружелюбны по отношению к музыкантам, всё же есть возможность заработать. Музыканты признают: «Если у вас есть хитовая песня, все хотят иметь с вами дело, тогда деньги пойдут к вам несколькими путями — от продаж альбомов, от живых концертов, от авторских прав и т. д.»

Наряду с роялти второй путь поступления денег — авторские отчисления. Авторские отчисления — это то, что получает автор песни. В США это составляет около 7 центов за каждую песню с каждого проданного CD.

Не думайте, что лейблы не хотят наложить лапу на эти деньги — очень даже хотят! Для этого тоже есть масса способов. Но автор может продать свои права (или их часть) тому же лейблу за хорошие деньги. К тому же в этом случае не важно, есть ли у группы долг перед лейблом или нет-авторы песен в любом случае будут получать свои деньги. Если же вы сами не сочиняете собственные песни, любой автор будет рад сотрудничать с вами. Но при одном условии — если у вас уже есть альбом, разошедшийся солидным тиражом.

Очень часто indie-лейблы берут себе за образец контракты мейджоров, меняют имена и названия и превращают это в «стандартный образец контракта». Поэтому условия контрактов с инди-лейблами могут быть не очень выгодны для музыкантов. Как показывает печальный опыт Prescott Curlywolf, условия, предложенные им лейблом Mercury были лучше, чем условия инди-лейбла Doolittle. Но для записи своего альбома Fun Animal World они покинули Mercury и заключили контракт с инди-лейблом Freedom records. После того, как Freedom records окупил свои расходы, вся прибыль была разделена поровну между лейблом и группой. «Этот лейбл дружелюбен к музыкантам, — говорят участники группы, — Мы даже не записывали соглашение на бумаге».

Конечно, можно вообще не заключать контрактов, самостоятельно записывать альбомы и распространять их. Музыкант Дэвид Гарза (David Garza) записал 9 альбомов, прежде чем подписал контракт с Atlantic. «Большинство групп подписывают контракты слишком рано для своей карьеры, — говорит он, — я благодарю Бога, что не подписал контракт в 1991 г., когда мне это предлагали». Благодаря тому, что он уже имел успешную карьеру, Гарза смог выдвинуть свои условия и лейбл принял их.

Но самая успешная сделка — найти таких людей в рекорд-лейбле, которые действительно «врубаются» в вашу музыку и готовы работать для успеха вашей группы.

(www.russianrock.ru)