27
марта
2016

Побольше слушать нашу музыку

александр барыкин

Александр Барыкин (группа «Веселые ребята», «Карнавал»). Фото: 2010 год.

интервью от 15 ноября 2004 года

Карнавал

— Александр, не могли бы вы сказать несколько слов о дате рождения «Карнавала»?
Александр Барыкин: — Сложно точно определить день. Осень 1979 года. 11 ноября этого года мы провели юбилей. А начали мы работать в ресторане «Салтыковский» под Москвой. Одновременно ушли из вокально-инструментальных ансамблей Владимир Кузьмин из «Самоцветов», я и бас-гитарист Евгений Казанцев из «Веселых ребят», барабанщик Владимир Болдырев из группы «Модо» Раймонда Паулса из Риги. Мы все сели в ресторан, чтобы сделать свою группу. Ресторан был временным явлением, потому что просто надо было где-то играть. Мы отрабатывали ресторанную программу на разных языках и параллельно делали свой репертуар к Олимпийским играм 1980 года. Песни сочиняли на английском языке, так как думали, к нам приедут гости и мы под это дело выскочим со своей английской программой. Когда шла «чистка» населения Москвы: арестовывали валютчиков, проституток и прочих «неблагонадежных» людей в Москве на время Олимпиады, их изгоняли тысячами за линию города. И мы попали под эту палку, потому что давали подпольные концерты. Взяли наших комсомольских продюсеров за задницу и посоветовали всем нам уехать из Москвы.
В Москве мы работали в крутом ресторане «Центральный Дом туриста». До нашего изгнания мы успели записать миньон на фирме «Мелодия» и уехали в Ригу на время Олимпиады. Там просидели все лето, пока не кончились Игры. Год был очень тяжелый, високосный. Тогда умерли Владимир Высоцкий, Иосип Броз Тито (Tito, Josip Broz) президент Югославии — «Д»), Джо Дассен (Joe Dassin — французский певец, композитор — «Д»). Все эти ужасные известия мы получали сидя в Риге.

справка

Daily Бийск

Александр Александрович Барыкин
Рок-музыкант, певец, композитор, гитарист
Коллективы: «Веселые ребята», «Карнавал»
Родился: 18 февраля 1952 г.
Умер: 26 марта 2011 г. (59 лет)

— Что было с «Карнавалом» после возвращения из Риги?
— Осенью мы вернулись, месяца три поработали в ресторане и ушли в Тульскую филармонию, на программу, потому что нужна была группа, которая снимает с так называемых картотек. На картотеке тогда сидела филармония, должна была государству много денег. А такие группы, как мы, снимали ее с них. Мы работали за счет этого.
В филармонию мы ушли с Кузьминым, потому что Болдырев и Казанцев (барабанщик и басист) остались работать в ресторане, они испугались администраторов, у них были дети. Мы же ничего не боялись, пошли вдвоем, и нам аккомпанировали «Красные маки» (советский вокально-инструментальный ансамбль — «Д»). Они играли первое отделение, а потом аккомпанировали нам, потому что мы выступали с Кузьминым вдвоем, выходили как «Карнавал».

— Как получилось так, что вы расстались с Владимиром Кузьминым?
— В «Красных маках» музыкальным руководителем был известный музыкант Юрий Чернавский, басистом Сергей Рыжов, а Юрий Китаев барабанщиком. Состоялся «тайный совет»: они собрались втихаря от меня с Кузьминым в номере и решили уйти в Ташкентскую филармонию. Когда я приехал на репетицию в Тулу, никого из них не было. Половина «Красных маков» ушла с Кузьминым в Ташкент работать как «Карнавал».
Тут я взбунтовался, пошел к директору филармонии, Михайловскому, который был очень крутым человеком. Он был очень близок с министром культуры Фурцевой, а также с Демичевой, которая ее заменила. Путем серьезных переговоров, мы оставили название «Карнавал» в Туле.

Я быстро набрал новый состав: Руслан Горобец, который 16 лет потом был руководителем у Аллы Пугачевой, Андрей Выпов, мой люберецкий земляк, гитарист суперкласса, приехал из «Шестеро молодых», барабанщик Александр Акинин, кличка «Леший», и Александр Кальянов, сегодня артист, который был тогда у нас звукорежиссером. Кальянов был лучшим режиссером в СССР.

Мы за неделю создаем программу, а у «тайного заговора» отбирают название «Карнавал». Тайный заговор — это кто? Чернавский, Рыжов, Китаев и Кузьмин.
Что самое интересное, я проработал со своими ребятами практически шесть лет, а люди из «тайного заговора» через три месяца Кузьмина кинули и ушли в «Веселые ребята» (советский и российский ансамбль — «Д»), сделали там «Банановые острова».

А Владимир Кузьмин остался один. Он позвонил своему брату, который приехал его «спасать». Они сделали вдвоем группу «Динамик» (советская рок-группа — «Д»), набирали еще полгода состав, когда мы уже работали. Это о чем говорит? Правда всегда будет на стороне того, кто прав. Правда была на моей стороне. Они кинули Кузьмина буквально через три месяца, оставив его в шоке — от меня ушел, сам один остался.

Но «Динамик» они с братом сделали. Потом они уехали в Америку, покатались немножко, им здесь не в кайф стало… А мы работали нормально — «Карнавал» гремел на всю страну. Сделали хиты «Чудо-остров», «Спасательный круг» и другие, которые облетели всю страну. Сделали рок-н-ролльную программу и работали с ней. В основном ездили в Сибирь: Иркутск, Омск, Томск, Красноярск, там у нас образовались большие фан-клубы, и мы были там очень знамениты. Потом уже поехали в Белоруссию и на Украину.

— Как вы попали в «черный список»?
— Спустя некоторое время власти узнали, что у нас на концертах были беспорядки, и Министерство культуры РСФСР стало нас потихоньку преследовать. В конце концов, в 1985 году нас расформировывают с запрещением работать на всей территории страны. Нас спас Махмуд Эсамбаев из Грозненской филармонии, мы переехали к нему в Чечено-Ингушетию и работали по югам. Так мы спасли «Карнавал». Когда мы вернулись в Москву в 1986 году, нас все равно не восстановили. Руслан ушел к Пугачевой, все разбрелись по разным местам, я и Александр Кальянов стали делать сольные карьеры, а Александр Акинин стал заниматься бизнесом, рыбой какой-то торговать. Короче, все ушли. Кроме Андрея Выпова и Валентина Ильенко, моего саксофониста. Я набрал сразу новый хороший состав. Алексей Смирнов из Нижнего Новгорода, который сделал альбом «Ступени». Суперчеловек — у него был симфонический оркестр, он им дирижировал, они играли Шнитке и иные серьезные вещи, а сам он был классный органист. Он бросил оркестр и ушел в «Карнавал». Смирнов сделал все аранжировки альбома «Ступени». Сильный альбом, выпущенный тиражом в 5 миллионов. За него мы получили «три копейки». Я получил 800 рублей, а Давид Тухманов — 1500 рублей. Когда началась перестройка, я делал уже сам «Здравствуйте, товарищи», «Букет». Рок-н-ролл как бы закончился, хотя я его и играл, но нужно было как-то выживать. Я стал сам по себе. Ко мне присоединились новые люди, состав, который играл 11 ноября на юбилее группы в «Кристалле» в Москве: Юрий Вильнин, Игорь Шальнев, Александр Филоненко — барабанщик, проигравший со мной года три. Они ушли в 1987 году от Мигули, группы «Зеркало», всей командой и пришли ко мне. С ними я играл до начала 1992 года, пока не заболел. У меня была операция на щитовидной железе, и все разбежались, потому что не могли меня ждать. Восстанавливался где-то года два, обо мне конкретно забыли, и я в 1993 году записал первый свой альбом в новой ипостаси, который назывался «Русский пляж». В альбоме были песни «Джамайка», «Чудо-остров». Я опять потихоньку пошел в гору, стал выкарабкиваться. Чтобы более утвердиться, пошел играть в футбол в команду «Старко». Тогда вспомнили обо мне, что я жив, здоров, что я живу на свете. Мне помогла православная церковь, я ездил к источникам, купался, молился в монастырях, и все у меня восстановилось. Господь все восстановил. И до сих пор работаю.

— Вы играли в «Карнавале» со своим сыном?
— С Георгием (Георгий «Gosha» Барыкин — «Д») мы сделали «Карнавал» и работали все 90-е годы вместе. С 1993 по 2001 год. Считай, девять лет с сыном проработали. А сейчас он сделал свой проект. Последний состав развалился потому, что люди хотели сделать свою англоязычную группу, а они были классные музыканты. Ушли, но у них ничего не получилось, теперь они работают в разных местах. Я собрал новый «Карнавал» и уже два года работаю с Валентином Ильенко, Андреем Выповым — саксофонист, Александром Филоненко, на гитаре играю сам, то есть со мной те, кто был в 1980 году. По моему звонку они все собрались, отрепетировали и играем вместе. На юбилее «Карнавала» мы стояли впереди, и это вводило людей в дикий восторг, а команда, которая стояла позади и задавала ритм. Было супер!
Также с нами на юбилее «Карнавала» были «Моральный кодекс», «Браво», «Динамик» с Владимиром Кузьминым, с ним мы спели пару песен, и был Александр Кутиков с группой «Нюанс».

— Александр, не могли бы вы рассказать, как состоялось примирение с покинувшим вас в свое время Владимиром Кузьминым?
— Да мы уже года через два-три пили вместе. А потом мы в «Старко» вместе играли в футбол. С 1993 по 2000 год. Ездили по разным странам, выступали вместе. Так что друзьями остались. Эти все штучки, по сравнению с семейной жизнью — такая дрянь, такая легкая размолвка. В семье гораздо тяжелее жить — разводы.
Музыка еще должна быть внутри. Люди меняются — ты остаешься. Бог дал, ты делаешь то, что ты делаешь. Кузьмин — классный человек, я его уважаю, он — супермузыкант. И он меня уважает. Поэтому что тут говорить? Это же не семья, где муж с женой. Два мужика, елки-палки, у каждого в башке много. Даже лучше, что стало две группы. Для народа же лучше! Одна поехала туда, другая — туда. И все суперпопулярны. Одна группа играла ритм-энд-блюз, другая — нью-вейс и так далее.

— С вами за историю существования «Карнавала» играло много замечательных гитаристов. Кого бы вы отметили как наиболее техничного гитариста?
— Самый лучший гитарист — Андрей Выпов. Я вообще считаю, что он лучший в Европе. Первый гитарист, он из моего города, меня учил в детстве играть на гитаре. В 21 год, когда пришел из армии, он уже играл джаз в оркестре Олега Лунгстрема, когда там сидели 40-летние мужики. Потом он преподавал в Гнесинском училище джаз, я его оттуда «сдернул», он стал играть джаз-рок.
Сейчас вообще один играет хард-рок. Сатриани (Joseph «Joe» Satriani), Стива Морса (Steven J. Morse) … Он крутой гитарист, играет все что угодно — классику, джаз. Просто нераскрученный он, его знают только по «Карнавалу».

Он играет в клубах Москвы один, люди шалеют. Стоит пять гитар, и он такие чудеса творит! Работал в Париже, Швейцарии. Один ездит и работает по приглашению. В Москве его зовут и как сессионного гитариста, и на «соляки» (играть соло). Просто такой человек, сам себя не двигает. Есть такие люди — талантливые, но нет жилки авантюризма. Играет просто в кайф, ему 54 года, а он как пацан, лет 35.

Фестиваль «Волга»

— Фестивалем «Волга» вы объявили информационную войну против попсы…
— Это неверно. Я сделал фестиваль в городе Новокуйбышевске, хотел оттуда опять начать «Живую воду». У меня была такая программа в начале перестройки, ее закрыли быстренько эти волки в стиле диско. Заговор, который существует до сих пор, кстати.
С фестивалем меня просто перестали финансировать и все, до свиданья. Еще из-за того, что Ходорковского посадили, нам помогал «Юкос». Он стал распадаться, и некому стало помогать.

Успели хоть мой юбилей в Кремле провести. С тех пор я работаю без проблем: мне звонков каждую неделю куча, я выбираю работу. Пришли все, вплоть до Пугачевой, и спели мои песни. Эта пластинка разошлась огромным тиражом. Мне ни копейки не заплатили. Я подал на них в суд, но потом оставил это дело — что с тотальной машиной судиться? Бесполезно. Первый канал и Real — как с ними судиться?

Первый канал все-таки уважительно ко мне относится, потому что редактор музыкальных программ там Александр Файфман — фанат «Карнавала» и «Динамика». Он до сих пор зовет меня в разные «Стирки», в передачах участвую. Хотя в эфир музыку мою не берет, но на юбилей пришел. А снимала на юбилее у нас одна команда «Проф мюзик», которая будет выпускать DVD. Файфман сказал: будет клево — возьмем в эфир. Это уже приятно.

— Много в вашей жизни связано с именем Давида Тухманова.
— Я в свое время дружил с этой семьей. Был молодым парнем и ходил к нему в гости. И тетя Таня Сашко меня любила, по-человечески. Потом они разошлись. Он уехал в Германию, а она осталась в Москве. И закончилась наша дружба на этом.

— Чем вам запомнился период вашего участия в диске «По волне моей памяти»?
— Я был тогда еще пацаном, пою там детским голосочком. Петь-то тогда еще не умел, блеял, как маленький козленочек. И еще тогда даже не знал, что такое настоящий рок-н-ролл. А сами стали играть рок, когда потренировались хорошо, когда ушли из ансамблей. Я спел в «По волне моей памяти» (альбом 1976 года композитора Давида Тухманова — «Д») как мог. Вроде бы ничего, у меня был талант…

— Планируется издать альбом «Карнавала» «Супермен» в первоначальном варианте?
— Это трудно. Во-первых, фирма «Мелодия» зажала его, не дает, говорит, не знает, где у них он находится. Не ведаю, чего они хотят. Может, Владимир Кузьмин и издавал в своих альбомах все — я его альбомов не знаю, кроме некоторых. Я издавал свои песни, такие как «Тупик». То, что я пел, две песни: «Тупик», «Я знаю теперь». «Мороз рекорд» издавал их на нескольких альбомах.

Сайт

— Планируете вы открыть официальный сайт Александра Барыкина?
— Мне нет смысла открывать сайт, потому что мои фанаты открыли кучу сайтов про меня. Но у нас сейчас сайт есть: в качестве дополнения к юбилею мы решили открыть сайт. Адрес такой: www.barykin.ru.

— Какие новые работы Александра Барыкина ждать его поклонникам?
— Я сейчас написал новый альбом, весь год его готовил. Самый лучший за 25 лет. Называется «Любовь». Там 10 песен новых совершенно, и бонусом идет «Весна на Заречной улице», памяти Николая Рыбникова. Эту песню пел мой отец, раз в году я делаю песни 50–60 годов.
В 2001 я сделал «Одинокую гармонь», в 2002 году я сделал «Волгу», 2003 — «Вечер на рейде», сейчас — «Весна на Заречной улице». Все в стиле рэгги, в своем стиле. После четырех секунд паузы идет песня. Чтобы люди знали, а то подумают — конец альбома. Эти песни памяти отца и поколения шестидесятников.

— Ваше вхождение в музыку началось с домры.
— Потому что отец любил домру, мандолину, был народный человек, с Волги, мы же приехали под Москву с Волги, через север. Так получилось, что в Саратове закончили отец с матерью институт, проходили практику на севере. Я родился в Березово, где находился сосланный фаворит Петра Первого Александр Меньшиков со своей семьей. Там родились я и брат. Мы прожили там два года, когда переехали, брату было год, мне — два. Отец не вернулся на Волгу, хотя вся моя родня там, начиная с Ярославля и кончая Астраханью. Я все время туры там делал, потому что там везде места, где я рос. Отец решил остаться в Москве, слава Богу. Если бы он этого не сделал, тогда бы не было «Карнавала».

— Но жили вы в Люберцах…
— Я больше был в Москве, чем в Люберцах. Я сбежал оттуда. Потому что там тяжело. С 15 лет я уже жил в центре Москвы на Балчуге у друга Александра Булдакова. С его матерью и с ним. Сделали мы с ним тогда три рок-группы. Это детство и отдельная тема…
Если бы я был в Люберцах, разве я попал бы в «Веселые ребята»? Я пришел из армии, с мамой поздоровался и поехал к Булдакову. К маме приезжал по выходным. Всегда был в центрах: на улице Горького, хипповал. Можно книжку писать об этом времени.

Песня «Букет»

— Многие при имени Александра Барыкина могут назвать единственную песню — «Букет». Могли бы вы рассказать, как удалось сочинить эту песню?
— Когда погиб Николай Рубцов, я купил сборник «Подорожники» и там нашел это стихотворение. Я интересовался разной поэзией: Ахматовой, Мандельштамом, Клюевым, Брюсовым, Черным, Белым. Я перелопатил всю поэзию, потому что писал тогда песни не на свои стихи. Я прочел «Букет» и за пять минут сочинил эту песню. Вот и вся история.
Последние же три года я пишу песни только на свои стихи.

— Ваши пожелания всем вашим поклонникам?
— Побольше слушать нашу музыку. Она у нас крутая, но до вас не доходит. Спрашивайте ее у пиратов, так как они у нас в стране банкуют. Нашу музыку вы в магазине не купите. Хотелось бы, чтобы все мои поклонники купили мою музыку или заказали ее на сайте «Мороз рекордз» («Moroz Records») в Интернете. Самое главное — здоровья и настроения хорошего!